top of page

Государственный Русский Музей

Обновлено: 17 апр. 2022 г.


Русский музей – первый в России государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято императором Александром III (1845-1894, российский император в 1881-1894 годах).

25 апреля (13 апреля по старому стилю) 1895 года император Николай II (1868-1917, российский император в 1894-1917 годах) подписал указ "Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом".

В 1895-1898 годах дворцовые помещения были перестроены для будущих музейных композиций по проекту архитектора Василия Свиньина.

19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея для посетителей.

Основу его коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 полотен из Академии художеств, 200 – из царских дворцов (Зимнего, Гатчинского и Александровского в Царском Селе).

В 1898-1917 годах собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований.

В 1914-1919 годах по проекту архитекторов Леонтия Бенуа и Сергея Овсянникова рядом с первым основным зданием музея – Михайловским дворцом, был построен выставочный павильон, получивший название корпуса Бенуа.

В 1920-е годы коллекции музея значительно пополнились за счет распределения национализированных фондов других музеев.

В 1989-1994 годах в ведение музея были переданы Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы. В 1998 году в музейный комплекс вошли Михайловский сад, в 2002 году – Летний сад и Летний дворец Петра I. Общая площадь музейного комплекса составила более 30 гектаров.

Государственный Русский музей сегодня – обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

Коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за тысячу лет – с Х по ХХI век.



В Государственном Русском музее представлены коллекции древнерусского искусства, живописи (XVIII – XXI века), скульптуры (XVIII – XXI веков), нумизматики, гравюры, рисунка, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, искусства новейших течений.

Собрание коллекций русской иконописи насчитывает более пяти тысяч икон. Самая древняя икона – "Ангел Златые власы", созданная на рубеже XII-XIII веков.

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX века – Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Константина Маковского, Ильи Репина, Василия Поленова, Василия Сурикова. Позже коллекция пополнилась работами Исаака Левитана, Василия Верещагина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова и других известных художников.

Русскому музею принадлежит крупнейшее в России собрание скульптуры XVIII – начала XX века, которое составляет более двух тысяч произведений.

Его собрание отечественной пластики ХХ века насчитывает более трех тысяч произведений.

В коллекции гравюры Государственного Русского музея хранится около 80 тысяч единиц печатной графики.

Отдел рисунка и акварели насчитывает более 110 тысяч произведений.

Собрание произведений декоративно-прикладного искусства Русского музея является одним из самых значительных в мире, оно составляет свыше 35 тысяч экспонатов.

В фонде нумизматики музея хранится более 72 тысяч единиц – монеты, памятные медали, бумажные денежные знаки, ценные бумаги, награды (ордена и медали), знаки, значки, жетоны, печати и др.

В 1994 году известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ века. Этот дар образовал раздел постоянной экспозиции "Музей Людвига в Русском музее", который открылся в 1995 году в залах Мраморного дворца. В состав собрания входят произведения 150 авторов, среди которых Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Георг Базелиц и др.

Научная библиотека музея была организована в 1897 году, в настоящее время ее фонд составляет около 170 тысяч единиц.

С 2003 года музей реализует проект "Русский музей: виртуальный филиал", открывая виртуальные филиалы в музеях, университетах, культурных центрах, учреждениях дополнительного образования в России и за ее пределами. Медиатека музея включает более 400 мультимедийных программ и фильмов.

25 марта 2015 года в Малаге в Испании открылся первый европейский филиал Русского музея. Он расположен в выставочных помещениях центра "Табакалера" в здании бывшей табачной фабрики.

Русский музей входит в список самых посещаемых музеев мира. В 2019 году его посетили 2,39 миллиона человек.



Интересные факты

Главным зданием Государственного Русского музея считается Михайловский дворец на Инженерной улице. Прямо перед ним стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Увидели памятник? Значит, и музей нашли. Но не спешите подниматься по мраморной парадной лестнице. Вход в музей правее — через полуподвальное помещение. Есть еще способ пройти в главное здание Русского музея — например, через корпус Бенуа, который стоит на набережной канала Грибоедова у Невского проспекта.

По всему музею есть указатели, так что найти нужный зал и не потеряться нетрудно. Но для удобства можно взять при входе схему с расположением экспозиций внутри музея.


Михайловский дворец

Попасть в Михайловский дворец можно через парадный вход, который обращен к площади Искусств. Удобнее всего добираться до него от станции метро «Гостиный Двор».

Дворец в стиле ампир был построен в начале XIX столетия и получил имя в честь младшего сына Павла I и брата Александра I — великого князя Михаила Павловича. Проект здания разработал известный архитектор итальянского происхождения Карл Росси, он же построил в Петербурге Александринский театр, здания Главного Штаба, Сената и Синода. В августе 1825 года император Александр I подарил дворец своему брату и его супруге — великой княгине Елене Павловне, урожденной принцессе Шарлотте Вюртембергской.

Экскурсия по Михайловскому дворцу начинается с Парадного вестибюля. В нем сохранилась ампирная отделка XIX столетия: вход украшен аркой, стены — аллегорическими барельефными изображениями, которые олицетворяют воинскую славу России. Их характерные детали — воинские шлемы, мечи, щиты, двуглавые орлы и лавровые венки как символ победы. Широкая парадная лестница ведет на галерею, украшенную коринфскими колоннами: их верхние части — капители — отделаны рельефным растительным орнаментом.

С галереи начинается маршрут по музейной экспозиции. На втором этаже находятся залы 1−17: в них в хронологическом порядке расположены картины, иконы и скульптуры от времен Древней Руси до середины XIX века.



Выставочный Корпус Бенуа

Строительство Корпуса Бенуа началось в 1914 году, но вскоре было приостановлено из-за Первой мировой войны. Завершилось оно только в 1919-м. Первоначально корпус назывался Дворцом искусств и предназначался только для временных выставок.

Над проектом работал Леонтий Бенуа, представитель легендарной династии художников и архитекторов — в его честь и назвали здание.

В начале 1930-х годов Корпус Бенуа стал частью Русского музея. После войны его соединили переходами с Михайловским дворцом и флигелем Росси, чтобы гости музея могли легко попасть из одного здания в другое.

Сейчас в Корпусе Бенуа расположена часть постоянной экспозиции Русского музея, посвященная искусству XX и XXI веков. Картины и скульптуры здесь, как и в Михайловском дворце, расположены в хронологическом порядке. Каждый зал посвящен работам одного художника или одному из направлений живописи: символизму, футуризму, авангарду, абстракционизму и другим течениям. Чтобы осмотреть постоянную экспозицию, поднимайтесь сразу на второй этаж: в залах первого размещаются временные выставки, к ним можно вернуться позже.



Михайловский сад

Во времена основания Петербурга на месте нынешнего Михайловского сада располагались охотничьи угодья и крестьянские поселения, а также усадьба ротмистра Конау. В 1716–1717 годах архитектор Жан-Батист Леблон разработал план трех Летних садов: первые два находились на территории современного Летнего сада, а третий, который тогда назывался «шведским», — на месте нынешнего Михайловского. В северо-восточной части к нему примыкал дворец Екатерины I. Рядом с ним высадили ели пирамидальной формы и каштановую аллею — она вела к беседке и бассейну, украшенному фонтанами. В юго-западной части сада росли плодовые деревья и кустарники: крыжовник, вишни, яблони, смородина. Там же располагались теплицы и оранжереи для экзотических фруктов и растений.

Во времена правления Анны Иоанновны на территории «шведского» сада устроили «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли разработать проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I. Зодчий придумал дворцовый сад в виде лабиринта, который украшали скульптуры и фонтаны. Позади нового здания расположился еще один парадный участок с прудами и цветником. Несколько аллей делили сад на участки строгой геометрической формы. В таком виде будущий Михайловский сад существовал до 1800 года, пока дворец Елизаветы Петровны не снесли. На его месте возвели Михайловский замок, также известный как Инженерный. А сад снова перепланировали: в западной его части теперь находился фруктовый сад, в восточной — парадные аллеи. Часть фигурных прудов засыпали, оставшиеся соединили между собой подземным каналом. Однако после гибели Павла I в 1801 году Михайловский замок перестал быть императорской резиденцией. Члены царской семьи покинули его; здание и парк постепенно пришли в запустение.

Восстановили Михайловский сад в начале 1820-х годов. На месте старых оранжерей появился Михайловский дворец, Большой садовый пруд соединили подземным каналом с рекой Мойкой, а новые деревья высадили в виде строгого каре вокруг дворца, по английской моде. Новый проект сада создавал архитектор Карл Росси. Перед фасадом Михайловского дворца появился также луг в форме неправильного овала — его назвали Масляным.

В ХХ веке несколько раз меняли планировку Михайловского сада, в итоге сделали его меньше и засыпали часть прудов. Но в 2001 году саду вернули тот вид, в каком его спроектировал Карл Росси. По периметру восстановили аллеи во французском стиле — с четкой строгой геометрией и подстриженными кронами деревьев. Такой тип парка часто называют регулярным. В центре сохранился английский пейзажный сад, для которого характерны свободная планировка, естественные формы растений и ландшафта.




















35 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page