Эрмитаж: история создания
В Эрмитаже Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.
Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
Коллекции Екатерины II
В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)
«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.
В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)
Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее, как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.
Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.
Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.
Дальнейшее развитие Эрмитажа
Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.
Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)
Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.
«Камея Гонзага» (III век до н.э.)
«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях, или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.
Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.
В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
Эрмитаж в советской России
Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
Канова «Три грации» (хариты)
Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»). Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Харитам соответствуют римские грации. В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.
В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Поль Сезанн «Берег Марны»
Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.
Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.
Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.
В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
В настоящее время
Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:
Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад; Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:
Запасной дом Зимнего дворца;
Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Интересные факты об Эрмитаже
Эрмитаж – это один из знаменитых и крупных музеев мира. Чтобы получить максимальную пользу и удовольствие от посещения этого места, необходимо заранее ознакомиться с его экспозициями и понять, какие из них для вас будут в приоритете, чтобы уделить им больше внимания.
Что такое Эрмитаж
Факт #1. Эрмита́ж в переводе с французского (hermitage) означает – павильон в парке, место уединения, келья, небольшой сельский дворец.
Факт #2. Эрмитаж на Дворцовой площади в центре Санкт-Петербурге – это один из самых крупных и знаменитых художественных, культурных и исторических музеев в мире.
Факт #3. Эрмитаж представляет собой комплекс из взаимодействующих зданий и включает в себя Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Большой или Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и театр-Эрмитаж, Меншиковский Дворец и Здание Главного штаба.
Интересные факты о истории Эрмитажа
Факт #1. Интересно ли вам узнать: почему 1764 год считается годом основания Эрмитажа? Ответ на этот вопрос прост. В 1764 году Екатерина II приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 картин. Это было в основном произведения фламандской и голландской школ.
Факт #2. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция картин императрицы, Екатерина II стала называть Эрмитажем, так как любила рассматривать произведения искусства в полном уединении. (Сейчас этот флигель называется Малый Эрмитаж). Позднее этим красивым французским словом назвали весь музейный комплекс.
Вот почему история Эрмитажа началась с Зимнего Дворца и с Екатерины II.
Факт #3. Интересно, что экспонаты из частного собрания предшественника Екатерины II, Петра I, тоже сегодня находятся в Эрмитаже. Это, например, «скифское золото» – драгоценные украшения в виде фигур зверей, которые хранятся в Золотой кладовой. Они были приобретены для Сибирской коллекции Петра I.
Как пополнялась коллекция Эрмитажа
Факт #1. Количество коллекционных экспонатов увеличивалось с каждым годом.
Факт #2. Екатериной II и последующими императорами закупались произведения коллекций: Генриха фон Брюля (1769), Антуана и Пьера Кроза (1772), Роберта Уолполя (1779) и других.
Факт #3. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений живописцев.
Факт #4. Кроме картин в Эрмитаже находились гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, экспонаты западноевропейского прикладного искусства, а также целые библиотеки книг.
Факт #5. По указу Екатерины II в 1795 году из Польши была привезена библиотека братьев Залуских, насчитывающая почти триста тысяч томов книг, десять тысяч рукописей и коллекцию гравюр.
Факт #6. Традицию пополнения коллекции Эрмитажа продолжил и Александр I.
Факт #7. До середины XIX века музей был открыт только для посещения избранных. Для этого необходимо было получить пропуск у начальника придворной конторы.
Факт #8. С 1852 года Эрмитаж могут посещать все желающие. Для этого специально было построено здание Нового Эрмитажа.
Факт #9. В том же 1852 году музейный комплекс официально стал назваться – «Императорский Эрмитаж».
Факт #10. В 1866 году доступ в Эрмитаж стал бесплатным.
Факт #11. В 1917 году Эрмитаж и Зимний дворец получили статус государственных музеев.
Факт #12. В 1920-ее годы музей Эрмитаж и Зимний Дворец по сути становятся единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещение бывшего Дворца.
Интересные факты об архитекторе Эрмитажа
Факт #1. Зимний дворец строился с 1754 по 1762. Архитектор — Б. Ф. Расстрелли.
Факт #2. Малый Эрмитаж был возведен в период с 1764 по 1767 год архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот.
Факт #3. Старый Эрмитаж появился в период с 1771 — 1787 годы. Его архитектором стал Ю. М. Фельтен.
Факт #4. Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 годы. Автором идеи был Лео фон Кленце, а строительство возглавил В.П. Стасов.
Факт #5. Театр Эрмитаж был возведен в период с 1783 по 1787 под авторством Дж. Кваренги.
Факт #6. Дворец Меншикова строился 10 лет. С 1710 по 1720 год. Авторы проекта дворца: Дж.-М. Фонтана и И.-Г. Шедель.
Факт #7. Главный штаб также строился деять лет — с 1819 по 1829. Архитектор стал К. И. Росси.
Факты и характеристики Эрмитажа в цифрах
Факт #1. Длина музейного комплекса вдоль реки Нева – 210 метров.
Факт #2. Ширина — 175 метров.
Факт #3. Высота — 22 метра.
Факт #4. Общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров.
Факт #5. Количество экспонатов – более трех миллионов.
Факт #6. В Эрмитаже более 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.
Факт #7. В музее более 60 000 картин.
Факт #8. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже составляет 22 км.
Факт #9. Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого на минуту, потребуется 11 лет.
Факт #10. Чтобы изучить все экспонаты, не хватит жизни.
Факт #11. В Эрмитаже три этажа, не считая подвалы.
Факт #12. В 2019 году Эрмитажу исполнилось 255 лет.
Интересные факты об Эрмитаже
Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.
Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.
Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.
Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.
Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.
Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.
Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта, скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.
Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.
Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.
Интересные факты о котах Эрмитажа
Поговорим подробнее о котах Эрмитажа и расскажем несколько интересных фактах о наших пушистых четвероногих друзьях.
Факт #1. История хвостатых охраников Эрмитажа датируется 18 веком, когда Петр I поселил в Зимнем дворце большого кота Василия, привезенного им из Голландии. По другой версии Василий был подарен Петру голландскими купцами, которые жили тогда в Вологде.
Факт #2. В 18 веке в стенах будущего Эрмитажа появились целая партия котов и кошек из Казани по указу императрицы Елизаветы Петровны.
Факт #3. Статус охранников картинных галлерей котам присвоила Екатерина II. С того времени они несут свою службу. Так, кошки, живущие в Эрмитаже, охранают шедевры мирового искусства от грызунов.
Факт #4. Как вы думайте сколько котов в Эрмитаже? На сегодняшний день в стенах Эрмитажа обитают более 50 кошек и котов. Все они находятся на финансировании государства. Их кормят, стерелизуют, осущестляют медицинский уход. У каждого есть свой кошачий паспорт.
Факт #5. Существет традиция давать котам Эрмитажа имена великих художников. Она началась после одного случая, когда некий кот застрял в вентиляции зала Ван Дейка, после чего получила имя Вандейк.
Факт #6. Интересно, что котов Эрмитажа есть особое название. Их называют: эрмики.
Факт #7. Самый известный кот Эрмитажа — Ахилл. Белоснежный, голубогразый, с коротким хвостом, завернутым крючком и глухой от рождения кот Ахилл умеет предсказывать победителей матчей по футболу, за что его прозвали оракулом. Ахилл сыскал мировую славу, благодаря своему талан
Факт #7. У котов Эрмитажа есть свой праздник: «День Эрмитажного кота» или «День котов Эрмитажа», который празднуется в ежегодно 28 марта в Зимнем дворце. У праздника также есть еще одно название: «День мартовского кота» ведь не зря его празднуют в марте
Факт #8. Сегодня коты Эрмитажа являются символом северной столицы России Санкт-Петербурга равна как вороны Тауэра — символ Британии.
Интересные факты о знаменитых картинах Эрмитажа
Факт #1. В зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это четвертый по счету его «черный квадрат».
Факт #2. В музее представлены следующие шедевры:
Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Рембрант: «Падение Амана», «Даная», «Возвращение блудного сына», «Жертвоприношение Исаака», «Давид и Ионафан», «Святое семейство и ангелы».
Рафаэль: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна с безбородым Иосифом».
Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вакх», «Союз Земли и Воды», «Христос в терновом венце» и т. д. Всего 20 картин.
Ван Гог: «Пейзаж с домом и пахарем», «Хижины», «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», «Арена в Арле», «Куст».
Тициан: «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», «Несение креста», «Кающаяся Мария Магдалина», «Даная».
И. Репин: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге».
Веласкес: «Завтрак», «Портрет Графа Оливареса», «Портрет Папы Инокентия Х».
Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо, Кандинский.
Описание Эрмитажа и выставок
Зимний дворец Эрмитаж
На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж соединен переходом с Зимним дворцом, в нем есть площадка, где выставлены мозаики и рельефы Древнего Рима. Это переход назван в честь архитектора Александра Сивкова, который объединил здания в один музей.
В Малом Эрмитаже можно увидеть копии Бахчисарайского фонтана, множество мозаик и знаменитые часы «Павлин», сделанные английскими мастерами в XVIII веке и работающие до сих пор.
В галереях Малого Эрмитажа хранятся экспонаты эпохи средневековья, а также картины и скульптуры XV-XVIII веков.
Старый (Большой) Эрмитаж
Отдельный экспонат Старого Эрмитажа – лестница, соединяющая первый и второй этаж. Она сделана в XIX веке из белого и розового мрамора, и установлена на месте Овального зала, от которого к настоящему времени остался только плафон с богиней Минервой.
Здание Старого Эрмитажа намного меньше Нового и Зимнего дворца. Но здесь хранятся не менее ценные экспонаты, например, гости могут увидеть предметы искусства эпохи Возрождения, в том числе фрески и рельефы, выполненные Антонио Росселино, Сандро Боттичелли, Тинторетто и других. Отдельный зал посвящен Леонардо да Винчи. В нем реконструированы французские интерьеры XVII века, а также выставляются его картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Еще один зал демонстрирует работы Тициана.
Новый Эрмитаж
На первом этаже Нового Эрмитажа оформлена выставка античного искусства. Отдельное внимание заслуживает украшение музейных залов: стены, потолки и паркет украшены мозаиками и медальонами. К ним ведет Главная лестница, выполненная из белого мрамора, которую окружают колонны из гранита. В одном из залов можно увидеть древнейшие находки.
Здесь же есть зал Большой вазы, названный так в честь главного экспоната. Это 19-тонная Колыванская ваза, вырезанная из зелено-серой яшмы в 1843 году. У стен располагаются скульптуры из мрамора эпохи правления Траяна. Античный дворик воспроизводит убранство домов богатых римлян и греков, а в залах демонстрируются копии работ известных греческих скульпторов и оригинальные вазы.
Второй этаж Нового Эрмитажа хранит собрание живописи. В отдельном зале собраны 23 картины Рембрандта. Самая знаменитая из них – «Возвращение блудного сына», а «Даная» закрыта особым стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля можно увидеть керамику, картины художника и его учеников.
В Большом зале представлены работы итальянских художников, оригинальная мебель, а в Испанском просвете – картины Веласкеса, Сурбарана, Мурильо и других. Галереи Нового Эрмитажа украшает лепнина и работы российских камнерезов.
Эрмитажный театр
Эрмитажный театр построен на месте Зимнего дворца Петра Великого. Архитекторы смогли частично восстановить цокольный и первый этажи. Сейчас здесь можно увидеть кабинет императора, столовую и парадный двор с санями.
Театральное фойе оформлено в серо-голубых тонах, украшено тяжелыми люстрами и медальонами, лепнинами и потолочной росписью. Зрительный зал устроен по принципу античного амфитеатра, с 6 рядами мест для гостей. Здесь созданы идеальные условия для камерной оперы, поэтому часто в зале выступают певцы Мариинского театра и собственный оркестр.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова – первое строение Северной столицы из камня. При владельце в нем проходили пышные балы и развлекательные мероприятия. К сожалению, долгое время дворец был невостребованным, и ему потребовалась масштабная реконструкция, до сих пор восстановлены не все помещения. Здание передали музею в 1981 году, тогда было решено, что в его залах будут воссозданы интерьеры начала XVIII века.
Здание Главного штаба Эрмитажа
Главный штаб – последнее приобретение музея. Он состоит из двух зданий, соединенных триумфальной аркой. Архитектором Главного штаба стал Карл Росси, посвятив строение победе в войне 1812 года.
Долгое время здание не использовалось для экспозиций и выставок, а выполнял лишь официальные и административные функции. До сих пор часть здания используется представителями военных ведомств.
В другой половине была проведена реконструкция. В нее были перемещены некоторые коллекции живописи и предметов искусства из Зимнего дворца.
Надеемся, что этот небольшой обзор достопримечательностей Эрмитажа заинтересовал вас. И вам захочется еще лучше изучить его экспонаты и увидеть их своими глазами, не однократно посетив это уникальное место в Санкт-Петербурге…
Ведь недаром, Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал нашу Землю с несущимся в пространстве Эрмитажем. Этим он хотел сказать, как в Эрмитаже все экспонаты достойны нашего внимания и восхищения, так и на Земле нет не интересных мест, а есть просто не интересующиеся люди.
Comentários