С 1923 года на территории усадьбы был создан музей-заповедник русского деревянного зодчества. В настоящее время Коломенское входит в состав Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ)
К началу XX века Коломенское стало религиозным центром округи — на территории усадебного имения находилось более четырёх действующих церквей. Однако после революции 1917 года большинство храмов были закрыты. В 1924 году реставратор и архитектор Пётр Барановский выступил с инициативой по созданию в Коломенском музея деревянной архитектуры под открытым небом. По инициативе Барановского воссоздали церкви Вознесения, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Георгиевскую колокольню, а также Передние и Спасские ворота. Помимо сохранения усадебных построек, под руководством Барановского в Коломенское были перевезены башня из Николо-Корельского монастыря и Моховая башня Сумского острога. В это же время музейные работники начали коллекционировать произведения русского искусства: живопись, изделия из дерева, металла, старопечатные и рукописные книги, а также изразцы и другие предметы прикладного искусства.
Во время строительства канала имени Москвы в 1930—1940-е годы на берегу Москвы-реки рядом с Коломенским начал функционировать лагерный пункт Дмитровлага, созданный специально для сосланных священников.
C 1933 года в Коломенском работал хранителем музея-заповедника известный фотограф старины Барщевский Иван Фёдорович. В 1933 году Барановский был арестован за помощь в организации музея в Троицком Болдинском монастыре. Освободили его через 3 года. В 1938 году реставратор обратился к президиуму Академии архитектуры СССР с «Программой организации музейного городка народной архитектуры». Однако против Барановского выступила Н. К. Крупская, на тот момент заменявшая пост заместителя наркома просвещения РСФСР. В своём отзыве на проект расширения музея Крупская назвала его «чудовищным мероприятием», отметив, что «всесоюзный отбор» и «своз характерных деревянных построек» из разных мест связан с их предварительным разрушением и отрывом от естественной обстановки.
Вновь к программе Барановского правительство Москвы вернулось в 1960 годы, когда возник интерес к массовому сселению неперспективных деревень Нечернозёмья. Для сохранения памятников деревянной архитектуры правительство решило развивать сеть музеев под открытым небом, но концепция снова вызвала возражения среди деятелей культуры.
есьма спорная затея – спасать памятники, вывозя их в музеи под открытым небом, затея жестокая. При создании этих музеев непоправимо разрушается северно-русский ландшафт, его историзм, его поэзия, словом, его жизнь. А изъятые из своей среды, столпившиеся бессмысленно все эти храмы, мельницы, избы теряют конечность своего бытия. В них как бы умирает душа, как умирает она в ландшафте, откуда они были похищены.
Художник Николай Пластов
В результате Барановский в 1970-е годы вместе с другими членами Архитектурной секции Центрального совета Всероссийского общества памятников истории и культуры П. П. Ревякиным и Л. М. Лисенко создали комплексную систему по разработке охраны культурного наследия и природы.
Основу экспозиции музея-заповедника составили привезённые в разное время предметы архитектуры XVII—XVIII веков: хозяйственная постройка из села Преображенское под Москвой, Проездные ворота Николо-Корельского монастыря, сторожевая башня Братского острога, построенного енисейскими казаками, а также домик Петра I из-под Архангельска. Историк И. М. Гостев в результате архивного исследования установил, что светлицы 1702 года не сохранились, а в Коломенском хранится произвольная реконструкция из остатков дворца 1709—1710 годов, построенного для Петра I, в котором он никогда не был.
К Олимпийским играм 1980 года власти города издали указ о полной реставрации архитектурного комплекса Коломенское. Следующую масштабную реставрацию инициировал Минкульт Москвы в 2003—2005 годах. В 2010 году был восстановлен дворец Алексея Михайловича, в состав которого вошло 26 теремков, 270 комнат с более чем 3000 окнами.
Столб расположен на месте Коломенского дворца Алексея Михайловича. По одной версии, столб использовался для вывешивания царских приказов и прошений граждан. Согласно другой, в качестве основы солнечных часов. Во время Отечественной войны 1812 года сооружение сильно пострадало
Братский острог был основан в 1630-х годах на берегу реки Ангары – недалеко от того места, где сейчас расположен город Братск. Крепость основали казаки, сделав ее опорным пунктом для русских поселенцев в Прибайкалье. Острог сыграл большую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.
Братский острог в плане представлял квадрат, длина каждой из четырех стен составляла 64 метра. Четыре четырехугольные башни соединялись оградой в виде частокола. У башен было по два яруса: на нижнем казаки жили, а верхний использовали для ведения боя.
В конце 1950-х гг. остатки острога попали в зону затопления строящегося Братского водохранилища, и их решили перевезти на новое место. Юго-западную башню сегодня можно увидеть в музее «Ангарская деревня» в Иркутской области, а северо-западная башня с 1959 года находится в Коломенском.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Возможно, именно в северо-западной башне Братского острога был заточен протопоп Аввакум. В 1790 году по пути в ссылку в Братском остроге останавливался писатель Александр Радищев.
Название Братского острога восходит к слову «браты» – так казаки называли местных жителей, бурят.
Передние ворота были построены напротив церкви Вознесения в 1672-1673 гг. В XVII в. они служили парадным въездом на Государев двор: через них на территорию усадьбы въезжала царская семья и их гости. Высокие и многоярусные ворота были искусно украшены, поэтому их также называли Красными, т. е. красивыми.
Гостей царского двора встречали «хитроумной затеей»: по обе стороны от ворот располагались деревянные львы, обтянутые шкурами. Благодаря внутреннему механизму, львы рычали и страшно вращали глазами. До наших дней эта диковинка, к сожалению, не сохранилась.
Механические львы приводились в действие напором воздуха, который шел из Органной палаты, расположенной на втором ярусе Передних ворот. Первый ярус занимали арочные проемы: малый (проходной) и большой (проездной). Помещения третьего яруса использовались для часового механизма, поэтому они получили название часовой палаты. Часы, как и львов, придумал и сделал мастер Петр Высоцкий. Звучали часы благодаря колоколам, расположенным на четвертом ярусе под шатром.
Comments