top of page

Маяки Кронштадта

Обновлено: 17 апр. 2022 г.


Морская крепость Кронштадт начала обрастать маяками почти с самого своего рождения. Неслучайно на гербе Кронштадта изображён маяк.

Основатели города-порта понимали, что развитие мореходного дела, чему способствовало строительство Кронштадта на острове Котлин, невозможно без заботы о безопасности навигации.







Толбухин маяк


На подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря, на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин, без малого триста лет тому назад был установлен маяк.

Это один из старейших маяков на Балтике и в России. На его траверзе начинается морская дорога к нашему городу — морской канал, или «Торная дорога» (так его прежде называли).

Строительство маяка

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь писал: «Сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской».

Выполняя это указание, Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.



Толбухин Федор Семенович

Первый деревянный маяк сооружен в 1719 году и по наименованию косы, на оконечности которой он возник, был назван Котлинским. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.

В 1736 году маяк переименован, в Толбухинский. Это наименование он получил в честь полковника Толбухина Федора Семеновича, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу…

Еще при заложении Петербурга Ф. С. Толбухин был назначен начальником гарнизона острова Котлин. Он также стал и первым военным комендантом с Кронштадта. Умер Ф. С. Толбухин в 1726 году. Построенный маяк не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. В 1723 и году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое к сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом практически дальность видимости огня не увеличила. Поэтому решили по примеру Готландского маяка перевести «Толбухин» на освещение дровами и углем.



Первые проекты каменного маяка

12 апреля 1736 года Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного.

В 1737 году второй деревянный маяк был построен.

К этому времени Адмиралтейская Коллегия, в ведении которой о находились маяки, вновь подняла вопрос о строительстве каменного сооружения на косе. Но так как построить каменную башню в сжатые сроки не удавалось, был вновь поставлен временный деревянный маяк.

Одновременно начались работы по сооружению каменной башни. К 1739 году удалось выложить только фундамент.

Работы производились в очень тяжелых условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром косу заливало и люди работали по пояс в воде.

В 1744 году при пожаре полностью сгорели служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о строительстве каменного маяка.



Перестройка маяка в камне

Строительство первой каменной башни связано с именем морского офицера Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, занимал этот пост.

Л. В. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве. В 1809 году началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка.

Рядом с башней был построен каменный жилой дом, соединенный с ней специальной галереей.

22 сентября 1810 года каменный корпус вступил в строй.

Впоследствии он не раз подвергался реконструкции.

Проектирование и строительство каменного маяка связано с именем известного русского архитектора А. Д. Захарова, автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге.

Когда Л. В. Спафарьев составил проект маяка, то Адмиралтейский департамент отправил его по субординации на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову. Тот внес в проект много изменений и добавлений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

После того, как на маяке установили телеграф, решили построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Это улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.



Бестужев

Описывая краткую историю «Толбухина», нельзя не упомянуть и о декабристе Николае Александровиче Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение.

В 1819 году молодой лейтенант Бестужев назначается помощником директора балтийский маяков. В этой должности он пребывал до 1824 года. В 1821 году Бестужев установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь Н. А. Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк».

Николай Бестужев был в первых рядах восставших 14 декабря, весь день находился на Сенной площади. Только вечером, увлекаемый беспорядочной толпой, он покинул площадь, заваленную телами убитых и раненых. Он решил бежать на Толбухинский маяк, там отдохнуть и потом двинуться дальше — в Швецию.

По льду Финского залива, забежав перед этим домой, на Васильевский остров, Бестужев на рассвете 15 декабря, уставший и промерзший, подошел к Кронштадту. На квартире у своих знакомых сбрил бакенбарды, загримировался, флотскую офицерскую шинель заменил тулупом и, надев шапку-треух, снова двинулся по Толбухинской косе к маяку.

Вскоре он увидел высокую башню, но достичь ее уже не удалось. Решил отдохнуть и поесть в убогом домике рыбака, где был настигнут и арестован жандармами…



Маяк Толбухин в наши дни

В настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

В 2018 маяк был отреставрирован, оборудование маяка заменили на новое, отвечающее самым современным навигационным требованиям.


Створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга


История створного маяка Морского канала Санкт-Петербурга

В первые десятилетия после основания Петербурга наиболее оживленными пунктами морской торговли были: Стрелка Васильевского острова при разветвлении Невы на два рукава — Большую и Малую Неву, и левый берег Невы выше разветвления, где река образует крутое колено, поворачивая с юга на запад. Здесь были построены склады, амбары и пристани. Позже порт перенесли в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов.

Морские суда подходили к пристаням по естественным фарватерам. Однако во второй половине XIX века, с развитием парового флота фарватеры оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов, и грузы приходилось перегружать в Кронштадте на мелкосидящие суда. Естественно, это приводило к большой потере времени и удорожанию стоимости товаров. Поэтому в 1874 — 1875 годах от внешнего рейда Кронштадта до морского порта был сооружен искусственный глубокий фарватер — Морской канал протяженностью 32 км.

Открытие канала состоялось 14 мая 1885 года в присутствии императора Александра III.

Вначале он ограждался створными знаками из деревянных треугольных щитов с белыми огнями, а в 1914 году на оси фарватера были сооружены два классных маяка: Передний и в 1,1 мили от него Задний. Передний маяк (восточный) расположен на северной оконечности Ораниенбаумской отмели и представляет собой восьмигранную башню высотой 21,8 метр с белой вертикальной полосой, а Задний (западный) — восьмигранную башню высотой 42,8 метра с черными и белыми горизонтальными полосами. Оба маяка работают автоматически, обозначая створ 111,8 — 291,8 градуса. Оба створа светят красным проблесковым огнём — Передний створ на 12 миль, Задний на 13 миль.

Во время Первой мировой войны в Морском канале затонуло около тысячи различных судов, судоходство по нему прекратилось, маяки бездействовали. В 1918—1923 годах канал был полностью очищен и восстановлен, вновь зажгли свои огни и маяки.

Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы подвергли Морской канал и маяки бомбежкам и артобстрелам. Оборону их осуществляла Ленинградская военно-морская база. После войны канал и маяки восстановили и реконструировали.

Ежегодно по Морскому каналу, руководствуясь огнями створа, проходит до 8 тысяч судов. Маяки находятся в ведении Морского торгового порта.



История маяка «Кронштадтский» (быв. «Николаевский» маяк)


Нет, пожалуй, таких сооружений, созданных человеком, как маяки, которые имеют столько легенд и славных историй. Иногда легенды преобладают над историческими фактами, но, это не мешает морякам уважать маяки — эти путеводные звезды, предостерегающие от опасностей.

В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. в качестве оборонительной меры против кораблей английского флота, которые находились в Балтийском море, на Большом Кронштадтском рейде были забиты сваи. После войны эти сваи оставались под водой и представляли навигационную опасность для кораблей, идущих на Большой рейд.

Для того, чтобы обезопасить вход кораблей на рейд, капитан корпуса флотских штурманов Рычков в 1856 году предложил установить створ маяков, которые должны были указывать судоходный фарватер. Задний маяк створа предлагалось построить на северо-восточном углу гавани, а передний — на юго-западном углу Кроншлота. Это предложение одобрило общее собрание штурманов Кронштадта. Но когда началось проектирование, Гидрографический департамент изменил места маяков. Оба маяка были построены на Кроншлоте. Задний маяк — на южной оконечности острова, а передний в 183 метрах от заднего, на каменистой отмели западного бастиона. Маяки были деревянные. На заднем в фонарном сооружении установили оптический аппарат, на переднем — отражатель с масляной лампой.

22 октября 1857 года, ровно 125 лет назад, маяки начали нести свою службу, обеспечивая проход кораблям на Большой Кронштадтский рейд.

Однако скоро выяснилось, что створ имеет недостатки, передний маяк был очень низким и ближайшие к нему суда, стоявшие на якоре, заслоняли его.

В 1862 году передний маяк разобрали, а его красный огонь перенесли на задний маяк и разместили ниже белого огня, расположенного на этом маяке. Но эта мера не улучшила, а наоборот ухудшила обеспечение входа на Большой рейд. Мореплаватели настаивали на восстановлении прежнего створа. Учитывая эти пожелания, Гидрографический департамент заказал в Париже чугунную башню с фонарным сооружением и оптическим аппаратом. Новая башня была установлена на месте упраздненного переднего маяка, и 12 мая 1865 года створ маяков опять начал действовать.

Назвали маяк по месту расположения — Николаевский.

А спустя несколько лет, официальным указом императора Александра II от 13 июня 1864 года, створные маяки были переименованы в Кронштадтские, хотя их до конца XIX века продолжали по старой памяти именовать Николаевскими.

В 1891 году деревянная башня заднего маяка была заменена на круглую, железную, изготовленную на заводе Сан-Гали в Петербурге. На маяке горели красный и белый постоянные огни. На переднем маяке установили первоклассный оптичёскйй аппарат, который действовал постоянным красным огнем.

Несмотря на капитальное переоборудование маяков, створ их все же не удовлетворял требованиям безопасности мореплавания. Расстояние между маяками было небольшое, поэтому, так называемая, «чувствительность» створа была плохой. Для увеличения «чувствительности» створа нужно было задний маяк строить на новом месте.

В 1913 году для него выбрали место на мелкой акватории у восточного угла Военной гавани в Кронштадте. Подряд на строительство маяка был отдан датской фирме «Товарищество Христиани и Нельсон». Гидрографический департамент ранее уже давал этой фирме подряд на строительство маяков. Фирма в 1905 году построила Ожарский маяк на Буге и в 1914 году два створных маяка на Морском канале. 19 июня 1915 года на совещании при управлении Морской строительной части с участием представителя Главного Гидрографического управления был утвержден проект маяка. После этого фирма приступила к строительству фундамента, под который было забито 114 деревянных свай.

В октябре 1915 года восьмигранная железобетонная башня высотой 53,8 м была построена, и на маяке зажегся огонь. Он начал действовать как задний Кронштадтский маяк. Функции переднего перешли к бывшему заднему маяку, установленному на южной оконечности острова Кроншлот. В таком виде створ маяков дошел до наших дней.

16 июня 1942 года во время отражения налета фашистских самолетов с зенитной батареи, расположенной вблизи заднего маяка, в фонарное сооружение попал снаряд, повредивший светооптической аппарат. После войны маяки были отремонтированы, и сейчас створ Кронштадтских маяков продолжает свою вахту.

Перед Крымской войной, на подходах к Кронштадтскому рейду, установили огромное количество подводных навигационных препятствий. Свайно-ряжевые преграды, в совокупности с минно-артиллерийскими позициями, обеспечивали надёжную защиту Санкт-Петербурга с моря.



Фридрихштадтский маяк


Однако самым старым действующим маяком на территории Кронштадта можно считать Светящий знак Военного угла № 1, учрежденный в 1852 году. Его обошли стороной солидные исследования по истории маячного дела России и поэтому он до сих пор хранит много тайн. Он не так мощно выглядит, как более поздние кронштадтские маяки, хотя все-таки довольно элегантен.

Его изображения, чаще фантазийные, художественные, присутствуют на многих английских, французских, немецких рисунках и гравюрах Кронштадта периода Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Фактически, изначально он представлял собой фонарь, поднимаемый на мачте Бастиона №1 — крайней юго-восточной точке острова Котлин. При знаке находился колокол (рында), в который при тумане били четыре раза в час.

В течение 1862-1863 годов на Бастионе № 1 возвели металлический маяк на шести чугунных столбах. Шестигранную каркасную конструкцию высотой 12 метров, с ажурным ограждением верхней площадки и ведущей наверх винтовой лестницей, окрасили в серый цвет, фонарное сооружение — в тёмно-жёлтый.

В 1923 году маяк капитально отремонтировали, покрасив всю конструкцию в красный цвет, а светооптический аппарат установили без фонарного сооружения. В таком виде маяк и дошёл до нашего времени. Светит он на 3 мили.

Как и полтора века назад маяк этот показывает одно: он обозначает юго-восточный угол Военной гавани, как навигационную опасность для мореплавателей, и, кроме того, он всегда служил ориентиром для движения между Кронштадтом и портом Ораниенбаум (Ломоносов), как летом по морю, так и зимой по ледовым дорогам, встречая первым моряков и путников.

В 1852-1884 годах маяк назывался весьма необычно: «Фридрихштадтский маяк».

Такое имя — «Фридрихштадт» — в 1720-1736 годах носил парусный 96-пушечный линейный корабль, названный так, в свою очередь, в память блестящей победы в 1713 году русских войск над шведами близ одноименного немецкого города в Голштинии.

В 1736 году корабль разобрали в Кронштадте. И, вполне возможно, что происходила эта разборка в Военной гавани, недалеко от Бастиона № 1. Это всего лишь версия. Но факт остаётся фактом: на картах Кронштадта последней четверти XVIII века — первой четверти XIX века этот бастион — «Бастион N9 1» обозначен, как «Фридрихштадтский бастион».


ДЕРЕВЯННЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ МАЯК


Вход в Петровский канал освещает последний в мире действующий деревянный маяк. Белая высокая башня установлена в 1988 году на пирсе между двумя гаванями. Осмотреть его можно только снаружи, внутрь попасть нельзя.


Среди туристов пользуется популярностью водная экскурсия к маякам, но большинство из них можно осмотреть только снаружи.



766 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page