top of page

ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ «АЛТУНЪ»




Имение Алтун расположено по соседству с Пушкинским Заповедником, на пути из Новоржева в Пушкинские Горы. И в настоящее время имя Львовых и само название «Имение Алтун» известны больше, благодаря соседству с землями Пушкиных и Ганнибалов.

«Поместье принадлежало И. Львову, на средства которого в 1776 году к храму Святогорского монастыря был пристроен южный придел. Перешло по наследству к А.И. Львову, имя которого упоминается в переписке с А.С. Пушкиным. Предполагается, что поэт посещал Алтун.»

А в прежние времена им не нужно было чужой славы, их собственный статус, имя и авторитет были достаточны для прославления не только Алтуна, но и всей Псковской земли.

Самое раннее упоминание о селении Онтун у озера Онтуна Оршанского стана дается в переписи 1582г по Пусторжевскому уезду. Старинное, красивейшее место само себе достойно упоминания. Но история рода, из поколения в поколение владевшего имением Алтун, увлекает и вызывает уважение.

В России было несколько родов Львовых различного происхождения. Дворянская династия Львовых, о которой пойдет речь, имеет свою достойную историю.

Основателем рода Новоржевских Львовых историки считают приказной избы подьячего Михаила Фомича Фомина, возведенного Петром I в дворянское достоинство в 1702 году. Грамотой «от Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича» подьячему дворцовых дел Псковских пригородов Михаилу Фомину пожалованы за службу его земли в Псковской губернии и денежный оклад. Из дел Вотчинной конторы известно, что в 1706г и других годах отказаны ему поместья в Воронецком, Пусторжевском и Велейском уездах. В 1749 году сын Михаила Фомича Лев Михайлович расширил отцовское владение, приобретя у помещика Елагина пустошь Алтон (Алтун) Пусторжевского уезда Псковской губернии, ставшую на долгие годы главным псковским имением дворян Львовых.

После кончины Льва Михайловича, его сыновья Иван Большой и Иван Меньшой 7 марта 1763г входят во владения движимыми и недвижимыми имениями, состоящими в Псковском, Пусторжевском, Велейском, Воронецком, Опочецком и Вревском уездах Псковской провинции. Именно в потомстве Льва, Михайлова сына, и закрепилась в этом роду впервые фамилия Львовы.

В различных источниках представители рода Львовых упоминаются как богатые помещики, имеющие обширные владения в Новоржевском, Опочецком и Островском уездах. Род был внесен в VI часть дворянской родословной книги Псковской губернии (в шестую часть родословных книг вносилось древнее нетитулованное дворянство).

Родовое имение Алтун наследовалось по мужской линии и передавалось во владение старшему из братьев в поколении. Таким образом, имение Алтун стало сердцем Львовских земель, коих было в Псковщине немало.

В целом же Алтун стал родиной и уютным гнездом семи поколений дворянской фамилии Львовых: от Михаила Фомина — Лев Михайлович — Иван Львович Большой — Алексей Иванович — (Александр Алексеевич) Леонид Алексеевич — Лев Леонидович — (Лев Львович) Владимир Львович. Они состояли в родстве с другими знатными дворянскими семьями: Чихачевыми, Неклюдовыми, Рокотовыми, Бухвостовыми, Есиповичами.



Немалый имущественный ценз позволял Львовым принимать участие в выборных должностях. Общественная деятельность представителей семьи Львовых снискала им уважение современников и почетные звания. Неоднократно занимали они посты предводителей уездного и губернского дворянства, Почётных мировых судей, почетных смотрителей уездного училища и т.п.

Имея блестящее столичное образование, достигнув карьерных высот в Санкт-Петербурге, Львовы из поколения в поколение продолжали лично управлять делами и развивать свои имения. Так, Лев Леонидович Львов сам занимался имениями, основываясь на достижениях техники и сельскохозяйственной науки конца ХIХ-начала ХХ вв. К 1905г в списке недвижимого имущества Льва Леонидовича Львова в селах Гора, Алтун, Вехно, Батково, Юшковы Села были заводы: винокуренных −2, пивоваренный −1, лесопильный −1, кирпичный −1, черепичный −1, водяная мельница. Из видов сельского производства: скотоводство и молочное хозяйство, чистокровные овцы и свиньи, конный завод, случный пункт, семенное хозяйство, разведение белой рыбы. Хозяйство имения Алтун в то время развивалось в по двум основным направлениям: первое было связано с производством сельскохозяйственной продукции, второе — с ее переработкой. И если кирпичный и черепичный заводы имели местное значение, то Алтунский винокуренный завод был одним из наиболее крупных предприятий подобного рода в Псковской губернии, и одним из четырех, на которых работало спиртоочистительное отделение. Прогресс касался не только производства. Не забывал Алтунский барин и подрастающих поколениях: в 1912 году с.Алтун была открыта земская школа для деревенских детей.

Благодаря хозяйственности Льва Леонидовича в имениях Алтун и Гора отстроены великолепные господские дома и добротные хозяйственные сооружения, устроены пейзажные парки в английском стиле. До нашего времени в селении частично сохранился парк с редкими породами деревьев и кустарников, не произраставших в полосе северо-запада России в ХIХ веке.

По последним архивным изысканиям в свободное время Лев Леонидович увлекался многолетними наблюдениями за погодой, анализируя которые делал собственные прогнозы в Вестнике Псковского Губернского земства.

Последнее поколение Львовых из Алтуна: Лев Львович (умер молодым: 2.11.1882 −14/26.11.1905, и похоронен в Римском некатолическом некрополе для иностранцев Cimitero acattolico per gli stranieri al Testaccio в Италии) и Владимир Львович воспитание получили во 2-й гимназии С-Петербурга. Верный традициям семьи владелец имения Алтун Владимир Львович, состоял попечителем земского училища с. Дубленниково в 1910-1912 гг, а в 1913-14 гг он почетный смотритель высшего начального училища г. Новоржева и почетный мировой судья Новоржевского уезда. Его супруга Наталья Ивановна состояла попечительницей Алтунского земского училища с 1910 г, а сестра Льва и Владимира Ольга Львовна Львова в 1911 г. была избрана попечительницей Мишаковского земского училища, и в 1912г. — Оршанского, она жила в Новоржеве.

В 1913-1914 году владельцы имения Алтун построили довольно неожиданное сооружение. На фоне прекрасного парка, озера, традиционных валунных построек хозяйства и деревянных домов появился уникальный барский дом, практически дворец. Выполненный в псевдо-готическом стиле, он своим обликом воплотил романтические и честолюбивые идеи Алтунских хозяев.

Судя по всему, роскошное строение было задумано для приема гостей: сами хозяева летом предпочитали оставаться в старом деревянном доме, который стоял по соседству с дворцом над прудом с затейливым островком. Но из-за революции и гражданской войны хозяева даже не успели толком обжить свой новый дворец.

Львовы выехали из своих усадеб осенью 1917 года и больше никогда сюда не возвращались. Господский дом пустовал до осени 1919 года.

В сентябре 1919 года на базе Алтунского сельскогохозяйственного училища был основан Алтунский Техникум, высшее учебное заведение, где преподавали столичные специалисты: К.А.Забель, Н.И.Гвоздев, В.В. Злоторович, И.А. Берзинь... Все документы пописаны заведующим хозяйством Тюльпановым.



7 января 1920 года и 19 февраля 1920 года газета «Псковский набат» сообщила об открытии в имении Алтун техникума с последующим преобразованием его в высшее учебное заведение с соответствующим штатом профессоров и преподавателей. Увы, но, вероятно из-за отдаленности от Пскова, а может и просто по причине голода и слабой обеспеченности, техникум в Алтуне не прижился и весной 1920 года был переведен в имение графа С.А. Строганова Волышово в Порховском уезде и реорганизован в Псковский практический сельскохозяйственный институт.

Вот что вспоминает один из его выпускников И.С. Ершов: «Это были бурные и тяжелые годы. В Волышово институт перевели из Алтуна весной 1920 г. Поскольку сначала студентам стипендий не платили, их посадили на «подножный корм».

В 1926 году он опять стал техникумом и в 1928 году переведен в Кресты (Псков).

После реконструкции и ремонта господского дома в 1926 году его приспособили под санаторий рабочих Московско-Белорусской железной дороги (он был рассчитан на 100 человек), потом — под дом инвалидов.

Последняя «прижизненная» фотография господского дома Львовых сделана в 1940 году. Даже перестроенный, он потрясает своей архитектурой. Войну «дворец» не пережил. Он был взорван немецкими войсками при отступлении в 1944 году. Оккупанты сожгли также сохранившуюся ветряную мельницу.

Наконец в истории Алтуна наступила долгожданная «белая полоса». Реконструкция разрушенных построек, лечение деревьев, чистка прудов и парка началась в 2008 году.

Для работы по сохранению и использованию имения Алтун работает команда ООО «Алтун». Вскоре Алтун, как старинная монета, почищенная мягким фетром, станет манить своим тускловатым старым золотым блеском, заинтриговывать путешественников, ценителей русской истории и любителей природы.

На протяжении своей истории имение несколько раз изменяется название: Олтун, Альтун, Альтон... Его немного странное, совсем не Псковское, звенящее колокольчиком имя легко запоминается, вызывая разные мелодичные ассоциации, желание узнать о его тайнах немного больше.


ПАРК «ИМЕНИЯ АЛТУНЪ» -

ОДНА ИЗ ЖЕМЧУЖИН ПУШКИНСКИХ ГОР


Гостиница «Имение Алтунъ» находится на территории усадебного парка имения, предположительно заложенного Иваном (Большим) Львовым в конце XVIII века, и окончательно сформированного в начале XX века, в связи с постройкой после пожара (деревянный господский дом сгорел в 1889 году) нового барского дома — «дворца Львовых», который, естественно, переориентировал усадебный генеральный план, акцентируя архитектурную доминанту. На картах XVIII века единственный путь в Святые Горы (ныне Пушкинские Горы) из Санкт-Петербурга, через Новоржев, лежал через усадьбу Алтун, то есть всякий раз путешественники проезжали по дороге Алтуна.

Парк имения Алтунъ раскинулся на территории 25 гектаров, занимая весь юго-западный берег питаемого многочисленными ключами округлого озера, носящего то же название — Алтун. Природный волнисто-равнинный рельеф местности использован неизвестным ландшафтным специалистом для создания преобладающего пейзажного парка.

Парк в Алтуне делился несимметричной системой аллей. Въезд в имение — старая широкая и ровная грунтовая дорога, от которой плавно отходит ответвлением вправо Большая дубовая аллея, а налево под прямым углом лучом раньше уходила Малая дубовая аллея. В завершение, снова развилка: выход из усадьбы — это широкая старинная липовая аллея, которая делит на 2 части местное кладбище, и мощеная брусчаткой дорожка — спуск к озеру мимо винокуренного завода. От Большой дубовой аллеи отходили два луча меньших дорожек, одна из них вела к временному дому помещиков на берегу пруда, вторая была образована для парадного подъезда к новому дворцу, строительство которого пришлось, предполагаемо, на 1907-1911 годы.

Романтический образ загородного имения с элементами западноевропейской «замковой» архитектуры вошел в моду в русском усадебном строительстве еще во второй половине XIX века. До осуществления идеи создания такого романтического дворца Львовыми — владельцами Имения Алтунъ, усадьба жила и развивалась, ее незамысловатые строения активно использовались для хозяйственных целей, а ухоженный парк с редкими интродуцированными растениями разрастался и был любимым детищем и несомненной гордостью владельцев. Исследователь из Научно-Культурного Центра Пушкинского Заповедника, историк В.Г. Никифоров, приводит выдержку из очерка Н. Киреевой: «В парке никто не смел ходить. Каждое дерево заботливо охранялось.»



Дворец, роскошный парадный вход в который приветствовал гостей, подъезжающих с главной аллеи с запада, предлагал не менее великолепные фасады и с прочих точек зрения, так спуск к озеру был оформлен очень богато, мраморной плавной и просторной лестницей, декорированной вазонами с цветами. Его строительство внесло изменения в планировку парка: зона, непосредственно обрамляющая барский дворец, скорее всего, приобрела регулярный, несколько «французский» характер, что в целом не повлияло на общий пейзажный стиль всего старинного парка. Детали в решении этой зоны, к сожалению, утрачены, но можно предполагать, что умелое использование особенностей ситуации и ландшафта обеспечивало органическую взаимосвязь комплекса усадебных строений разного периода постройки и направления архитектуры с природным окружением.

Старинный парк сохранился, но не в полном объеме насаждений и не в прежних границах барского ландшафтного объекта: во времена СССР на территории усадьбы возвели постройки более позднего времени, двухэтажную кирпичную коробку многоквартирного дома в центре парка, личные приусадебные хозяйства и избы колхозников. Таким образом, часть парковых растений и целые лучи аллей оказались в огородах наших сограждан.... Парк и вся территория усадьбы превратились в заросшие пустыри. Бесхозяйственное содержание привело к расхищению усадебных построек на строительные материалы, актам вандализма. Тем не менее, оставшаяся неосвоенной аграрными усилиями местного населения парковая территория все еще способна удивлять и давать представление о структуре барского парка Алтунъ, его дендросоставе, ландшафтных решениях.

Основу насаждений парка составили благородные виды местной флоры: дуб, липа, клён, ива ломкая. Встречаются вязы, ясени, сосны (130 и 160 — 180 лет) и редкие для Псковской области лиственница европейская, или Лиственница опадающая, Сосна кедровая сибирская, или Кедр сибирский, сосна румелийская или, как ее называют в Европе, македонская или балканская сосна.

Сохранилось два искусственных водоёма: первый — округлой конфигурации с островком, расположенный в ныне отдаленной части парка, за развалинами скотного двора, очертания второго, центрально расположенного, повторяют очертания американского континента с небольшим мысом. На этом мысу растет кедр, единственный оставшийся в парке живой экземпляр. С берега открывалась панорама зеркальной спокойной поверхности фигурного пруда. На водную гладь ориентировались и дальние перспективы, так как пруд находится непосредственно на берегу озера. Парк не имел зрительно границ, а продолжался в виде естественных ландшафтов.



В парке можно и теперь обнаружить вымощенную булыжником дорожку, ведущую к массивному арочному зданию бывшего спиртохранилища (валунно-кирпичный стиль постройки). Возможно, транспорт для отгрузки продукции (а она поставлялась по железной дороге в Москву) требовал специальных инженерных мероприятий по укреплению подъезда на склоне.

Имение Алтунъ является загородным архитектурным ансамблем, частично сохранившим свою развитую планировочную структуру, разнообразные по назначению руинированные хозяйственные постройки, яркий художественный образ и неразрывную связь с природным окружением. За долгие годы упадка и надругательства была частично утрачена и нарушена планировочная структура усадебного комплекса с исторической дорожно-тропиночной сетью. Уход за насаждениями не производится. Молодые посадки берез и ольхи, самосев и поросль на всей территории памятника сильно нарушили и исказили исторический облик усадьбы. Парк нуждался в серьезной реконструкции с проведением мелиоративных работ, необходима была очистка водоемов, уборка самосева и малоценных посадок, ремонт дорожно-тропиночной сети, лечение старовозрастных деревьев и уборка деревьев-угроз.

В 2008 году в Имении Алтунъ началось обновляющее развитие, оно затронуло и джунгли, скрывавшие в себе усадебный парк. Уже через год кропотливого труда стала видна прозрачная структура пространства парка Имения Алтунъ, и особенно заметно все, что в нем уже сделано. Непроходимые заросли начинают походить на величественный парк. С любой точки можно видеть горизонт озера, а графичные стволы мощных дубов, лип, лиственниц чертят на светлом фоне неба и озера узор истории. Деревья доверчиво открыли свои раны, позволяя специалистам осмотреть их, поставить диагноз и вылечить.

Этому старинному парку повезло: его взялись опекать знающие мудрые люди, у которых есть реальная и высокая цель — вернуть жизнерадостное ощущение возрождения лучших традиций русского дворянства, целостность, гармонию и красоту некогда прекрасному парку.

В июле 2011 года к работе над оздоровлением Алтунского старого парка приступили профессионалы из производственного кооператива с символичным названием «Возрождение»: хирурги-древоведы с огромным опытом работы в основном в усадебных парках с возрастными могучими деревьями. Альпинисты и верхолазы — специалисты в области защиты растений — выполняют давно назревшие мероприятия по уходу за деревьями: обрезку крон, лечение изъянов, удаление деревьев-угроз, диагностику внутреннего состояния древесины.

В списке постоянных клиентов музеи-заповедники и знаменитые на весь мир дворцовые и усадебные парки: Петергоф, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, Царское Село, Летний сад и дворец Петра I, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей истории Санкт—Петербурга (Петропавловская крепость), Музей городской скульптуры, Парк Монрепо, Рождествено, Марьино, Горки, Остафьево, Мелихово, Абрамцево, Большие Вяземы, Захарово, Морозовка, Кораллово, Шахматово, Михайловское, Святогорский монастырь, Спасское—Лутовиново, Серафимо—Дивеевский монастырь, Овстуг.



174 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page