top of page

Колокольня Богоявленского собора

Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеке, - запоминают все приезжающие в город гости.

Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья».

Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, - лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…

В середине XVI века за улицей, начинавшейся у подножия Казанского кремля, закрепилось название Проломной. Именно здесь в результате подкопа и взрыва был сделан пролом в посадской стене, через который в октябре 1552 года воины Ивана Грозного ворвались в город.

Первый деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен на месте прежних Проломных ворот посада уже в XVII веке. По нему застраиваемая по Проломной улице Новая слобода стала именоваться Богоявленской слободой. В 1694 году строения слободы дотла уничтожил пожар. В 1741 году началось строительство каменной Богоявленской церкви. Закончено оно было в 1756 году. Средства на постройку выделили известный казанский фабрикант И.А. Михляев и купец С.А. Чернов.

В XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший, кроме главного храма, зимний храм во имя Андрея Первозванного построенный в 1701 году, находившуюся с северной стороны от храма невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением (разобрана в 1909 году), дом притча, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Федору Шаляпину).

 

Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых…

Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани.

Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась… Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» - арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».

Вообще до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.

В 1895 - 1897 годах к юго-востоку от храма на средства, завещанные купцом 2-й гильдии, потомственным почетным гражданином Иваном Семеновичем Кривоносовым, была построена огромная колокольня.

В знак уважения своего богобоязненного старосты приходской священник подошел к строительству со всей серьезностью: объявили архитектурный конкурс на проект колокольни в старорусском стиле. Доподлинно неизвестно, кому принадлежит победивший проект, однако большинство специалистов склоняются к тому, что победителем стал архитектор Михаил Михайлов, хотя некоторые называют имя Генриха Руша. Казанские газеты от 12 мая 1895 года сообщали: «…третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова». 17 августа 1897 года строительство завершили. В этот же день подняли позолоченный крест весом 17 пудов. На звонницу сначала повесили старые колокола, позднее их заменили на новые, более тяжелые.

Колокольня имеет большой вес – более 12 тысяч тонн, поэтому у нее мощные, глубокие фундаменты. В нижнем ярусе Богоявленской колокольни – сквозной проход, ведущий к Богоявленскому собору. По бокам от прохода расположены церковная лавка, помещение для собеседования и парадная лестница, ведущая на следующий ярус, где и находится маленький храм Иоанна Предтечи. На колокольне 2 яруса звонов. Завершается колокольня главкой из луженой стали, на граненом барабане, с позолоченным крестом. Кирпичная кладка богато декорирована, в ней сочетаются и обычный и лекальный кирпич, много арочных проемов, кокошников, сандриков, полуколонок и аркатурных поясов.

На возведение колокольни высотой 74 м и двенадцатью колоколами ушло 50 тысяч рублей и около 2 млн. кирпичей.

 

 В 1904 году [1] на втором ярусе был освящен храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Башнеобразная колокольня, смело выставленная на красную линию главной улицы города, представляет собой акцентированную многоярусную вертикаль, являющуюся высотной доминантой окружающей застройки. Нижний мощный двухэтажный четверик получил развитие вдоль улицы на север и на юг в виде прямоугольных, также двухэтажных объемов-крыльев, завершаемых сквозными гранеными башенками над шатровыми покрытиями и с лепестковыми главками. Над восточным и западным ризалитами четверика возвышались башенки с пятью крестами (частично утрачены). Оригинальное объемно-пространственное решение предполагало сквозной арочный проход с улицы к Богоявленской церкви через первый ярус, над которым размещался храмовый объем, куда вела широкая парадная лестница в северном крыле. Над четвериком вознесен восьмигранный богато пластически обработанный столб колокольни с двумя ярусами звонов, прорезанных крупными арочными проемами. Завершение выполнено в виде главки из луженой стали на граненом барабане. Пышные детали, украшающие сооружение, изготовлены из лекального кирпича и белого камня. Стилистика декора строится на изобразительном сочетании модернизированных древнерусских мотивов с геометрическими формами рубежа XIX-XX веков. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.

На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.

 

В 1901 г, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную».

А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню.

Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.

И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, - связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов, работы которого оказались незаменимыми и при подготовке этой книги, которую вы сейчас держите в руках.

Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор.

С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.

Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.

18 января 2017 г., в канун праздника Крещения Господня, на колокольню Богоявленского собора Казани, расположенную на улице Баумана, установили новые колокола. Первый звон колоколов состоялся перед праздничным всенощным бдением в соборе.

Казанский историк, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии Анатолий Елдашев собрал архивные сведения о всех колоколах, изначально установленных на колокольне Богоявленского собора.

В 1897 году на звоннице находилось 13 колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. А в 1909 году колокольня обрела последний колокол - четырнадцатый, являвшийся самым большим. Его масса была около восьми с половиной тонн, он находился на первом ярусе. В архиве храма имеется фотоснимок 1930-х годов, на котором запечатлены колокола. Судьба старых благовестителей неизвестна - до наших дней сохранились только детали их крепления. Скорее всего, их сбросили с колокольни, а затем отправили на переплавку.

«Слава Богу, что сохранились данные о весе старых колоколов, - рассказывает настоятель Богоявленского собора протоиерей Алексий Державин. - Я считаю, что нужно восстанавливать храм в оригинальном виде: если раньше на колокольне находились 14 колоколов определенного веса, то и сейчас должно быть то же самое».

Новые колокола заказали в Тутаеве - на известном заводе Шувалова. Эти инструменты считаются одними из лучших по звучанию. Первые семь колоколов были готовы уже осенью 2016 года. Масса самого маленького из них составляет шесть килограммов, самого большого - двести.

Отец Алексий надеется, что колокольня в скором времени приобретет свой исторический вид. А началось все с восстановления сгнившей лестницы на колокольню. Ее заменили металлической и стали проводить экскурсии - таким образом удалось собрать необходимую сумму для приобретения первой партии колоколов.

«Колокольня - это в первую очередь звонница, и только во вторую - смотровая площадка, - отмечает настоятель собора. - Нам очень не хватало на Пасху колокольного звона! В Воскресение Христово, когда со всех окрестных церквей был слышен праздничный перезвон, мы шли крестным ходом с песнопениями, с хоругвями, но без колоколов, хотя у нас самая высокая и самая красивая колокольня в Татарстане».

«Колокола наконец-то зазвонили. Долгое время колокольня молчала, но сейчас она выполняет свое предназначение - благовестит о Христе и призывает верующих в храм Божий», - сказал 18 января после всенощного бдения в Богоявленском соборе митрополит Феофан.

 

Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Баумана, д. 78, корп. 2.

Координаты: 55.78826, 49.119286

bottom of page