top of page

 

Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор.Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор - ровесник Переславля-Залесского. Под 1152 годом летописи упоминают об основании Переславля, а в нём - Спасо-Преображенский собор. Как указывает исследователь Северо-Восточной Руси Н.Н. Воронин в Типографической летописи, где говорится не только о закладке собора, но и о его завершении, о том, что Юрий "церковь камену в нем (Переславле) доспе святаго Спаса и исполни ю книгами и мощьми святых дивно". А Степенная книга сообщает, что князь "украси ю (церковь) дивно чюдной подписью и святыми иконами, и книгами, и прочими священными драгими утварьми и всяким благолепием". Из Лаврентьевской летописи следует, что Юрий лишь начал постройку собора, а завершил её Андрей Боголюбский, его сын, - уже после смерти Долгорукого: "И по смерти отца своего велику память сотвори... церковь сконча, ю же бе заложи прежде отец его святаго Спаса камену..." Справедливости ради следует отметить, что местонахождение достроенного Андреем храма здесь не оговаривается. А вот в Радзивилловской летописи говорится об этом. Её составитель прямо помещает "церковь святого Спаса" в "Переславле в Новем". Таким образом, общепринята в научном сообществе датировка Спасо-Преображенского собора - 1152-1157 годами.

Спасский собор сложен из белого камня, причём техника кладки очень высока: тщательно отёсанные белокаменные блоки клали почти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубутовая техника, характерная для многих средневековых построек, и не только русских). Камень был привозным, но не издалека. Исследователи, работавшие с его образцами, утверждают: "Этот белый камень - мелкопористый детритусовый известняк, легко поддающийся ножу и теслу. Он почти целиком сложен кальцитом и поглощает воду в объёме от 8 до 13% своей массы. Все эти показатели характерны для подмосковных известняков мячковского горизонта среднего карбона". (А.М. Викторов. "Белый камень" (1981)). Спасо-Преображенский собор, несмотря на свои не так уж поражающие размеры, производит впечатление весьма величественное. Благодаря своим пропорциям (а надо понимать, что в древности он был ещё выше) за истекшие века храм "врос" в землю почти на метр), практически полному отсутствию декоративных элементов и особой технике кладки, при которой швы между каменными блоками едва приметны, он кажется высеченным из одной каменной глыбы, причём высеченным "ALLA PRIMA" - за один "сеанс". "Впечатлению пластичности здания, - указывает Н.Н. Воронин, - содействуют три обстоятельства: простота композиции, лёгкое сужение объёма здания кверху и предельная скупость его наружной обработки. Объём храма состоит из трёх элементов: основного куба, венчающей его мощные главы, трёх тяжёлых полуцилиндров апсид, примыкающих к кубу с востока... они как бы подпирают, подобно могучим контрфорсам, основной куб. Последний стоит на низком, как бы вдавленном в землю основании цоколя, отлив которого образует первый уступ объёма. Второй уступ проходит на уровне хор, где отлив вновь отодвигает и утоняет не только широкие плоскости стен, но и лопатки, которые ломаются отливом. Далее стенная плоскость замыкается тяжёлыми полудугами закомар. Над ним почти не виден квадратный постамент под барабаном из необработанного камня; над кровлей выступали, в лучшем случае, лишь углы постамента".

И по техническим характеристикам, и по своему объёмно-пространственному решению Преображенский собор весьма близок своему ровеснику - долгоруковскому же храму свв. Бориса и Глеба в Кидекше. И тот, и другой представляют собой трёхапсидный одноглавый четырёхстолпный храм, сложенный в технике полубутовой кладки. Н.Н. Воронин писал: "Суровости композиции основных слагаемых объёма полностью отвечала предельно скупая и лаконичная наружная обработка здания. Лопатки, имевшие небольшой вынос, как и неглубокий отлив на уровне хор, давали очень слабую игру светотени, так что членение стенной плоскости не было резким и контрастным. Её оживляли лишь сочные теневые пятна в нишах трёх порталов и проёмах щелевидных окон. В отличие от других храмов, нижнего яруса окон (подзорных) на западном фасаде нет. Порталы, образованные прямоугольными уступами, не имеют баз и капителей, их облик предельно строг. Скупой отлив пересекает стены и лопатки на уровне хор. Выше - ряд окон и дуги закомар". Если внимательно посмотреть на апсиды Спасского собора "в профиль", можно увидеть, что сложены они с лёгким наклоном, и это усиливает общее впечатление "суживания" четверика кверху. Уместно также обратить внимание на богатый резной пояс, идущий по карнизу центральной апсиды: он выполнен из мячковского белого камня, весьма податливого к обработке. Орнаментальный карниз апсиды - одна из двух непосредственно декоративных деталей, оформляющих в целом очень "недекоративную" внешность собора. Очень величественно смотрится барабан с куполом собора. Барабан прорезан восемью узкими окнами. Как предполагается, раньше его покрывала деревянная чешуя (и кровля собора тоже была деревянной). По верху барабана идёт городчатый пояс, наряду с орнаментальным поясом апсиды составляющий скудное декоративное оформление собора. Существует предположение, что прежде в основании главы имелся также ряд арочек - но оно опирается скорее на тот факт, что во всех "младших" домонгольских памятниках Владимиро-Суздальской Руси такие арочки присутствуют. Наружной суровой монументальности собора в полной мере соответствует его внутреннее устройство - в теперешнее время, быть может, особенно. Лишённый почти любых собственно церковных примет (кроме иконостаса), соборный интерьер "конструктивно обнажён", то есть почти таков, каким его видели строители при окончании работ.

Историк В.Г. Добронравов пишет о нём: "Внутри храма своды его... поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется раздельным на несколько частей. Алтарь разделён на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконника в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стены идут каменные лавки для сослужащих архирею. В западной части устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части". Что касается хода на хоры, то он действительно, по всей видимости, изначально находился снаружи. "Заложенная (при реставрации 90-х годов) белым камнем на цементе дверная ниша с арочным верхом на уровне отлива в западной трети северной стены - след этого входа", - пишет Н. Воронин. Пол Спасского собора нынче мраморный, а в княжескую эпоху он был выложен керамическими плитками - частью красными неполивными, частью разноцветными поливными (жёлтыми, коричневыми, зелёными). Остатки их найдены во время раскопок 1939 года. Изначальная высота собора составляла 22 метра. Стены собора, выполненные в технике полубутовой кладки, имеют толщину около 1 метра. Фундамент - ленточный, сложен из крупного булыжника, заглублён на 1,2 метра. Собор в древности был украшен фресками. Старожилы помнят, что прежде кровля и глава собора были иными - чёрно-металлическими. Перед Олимпиадой 1980 года это покрытие, совсем прохудившееся, заменили медным. Медь тоже вскоре почернела, и тогда решили покрасить главу и кровлю в зелёный цвет. Решение это - и его воплощение в жизнь - вызвало многочисленные споры. Так московский художник Евгений Путятин в интервью газете "Переславские вести" прямо высказался: "Имитировать современной эмалью старину не совсем правильно. Ведь раньше, пусть даже 100 лет назад, таких красок не было. На мой взгляд, если уж придерживаться традиций, то нужно и работать в тех же материалах или близких к ним, чтобы добиться более полного исторического соответствия... Храм нами воспринимается, как воин в серебряном шлеме, а тут - зелёная "шапка". Хотя бы подобрали другой оттенок...". Недовольны были результатами "главной" реставрации и многие жители Переславля. Впрочем, сейчас уже, кажется, привыкли. Примелькался собор в озеленённом своём виде - и въяве, и в многочисленных теле-фото сюжетах. Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов, коим ведает Переславль-Залесский музей-заповедник.

Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII в. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены тоже на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна.

На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники.

Восточная алтарная стена состоит из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых. В среднем полукружии три окна: два боковых щелеобразных, среднее - широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях - по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.

Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе.

Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столпами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть – собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище – в виде деревянного кресла с резьбой по местам. От него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею. В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части…

От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью. И только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горящего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится к позднейшему времени относительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т. е. относить к началу XV в.

Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стороне храма. В южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 г.; в самом храме под такою же гробницею погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича.

Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: «Спас-Милостивый» и «Распятие Иисуса Христа». Особым уважением в городе пользуется икона «Спас Нерукотворенный»; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими… В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный, пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени.

Престол в нем - в честь Преображения Господня. Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии. Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: жалование из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; процентов с причтового капитала в 4628 руб. - 185 руб.; с арендаторов церковной земли 400 руб.; арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; на землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище – 40 руб.; доход по братской кружке до 1500 руб., а всего до 1950 руб. в год. Домов церковных для причта нет.

Собору принадлежат земли: пахотной и частью покосной, под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. - 985 десятин 2243 кв. саж.; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами в аренду за вышепоказанную плату; кроме коей получает еще с арендаторов натурой 41 четв. ржи и 36 четв. овса. Приход при соборе, по клировым ведомостям состоит из 57 душ муж. пола и 67 жен.; все православные и живут в городе. Школы и благотворительных учреждений при соборе нет.

Летопись храма, высеченная на мраморной доске под сводами юго-западного угла собора, сообщает, что он был разграблен шесть раз - в 1238, 1252, 1281, 1293, 1382 и 1409 г.г. Скорее всего, после этих разграблений собор ремонтировался и возобновлялся. Первый серьезный ремонт был осуществлен в соборе около 1403 г. Следующий крупный ремонт был произведен около 1626 г., о чем свидетельствует антиманс, выданный в этом году.

В 1862 г. во время реставрации было восстановлено его древнее позакомаренное покрытие. Наиболее серьезные реставрационные работы были проведены в 1891-1894 г.г. Тогда была разобрана западная пристройка, понижен уровень поверхности окружающей территории и полов в соборе. Тогда же со стен были сняты фрески второй половины XII в. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле». Фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в музее. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей - поясное изображение апостола Симона - сейчас находится в Историческом музее Москвы. Во время раскопок в храме в конце 1930-х г.г. были обнаружены майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, и более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом.

В 2005 г. в соборе были утеплены своды, выполнена обмазка фасадов, окрашена глава, отреставрированы металлические двери. В интерьере храма находится мраморный иконостас и металлическая винтовая лестница, ведущая на хоры.

Во время реставрационных работ 2014-2015 г.г. после расчистки фасадов от обмазочных слоев по южной и восточной стенам были обнаружены резные граффити, большая часть которых сконцентрирована в центральной части алтарных апсид. После расчистки навершия порталов кованных дверей от поздних красочных слоев была открыта гравировка - единорог, лев и две птицы, связанные цветочным орнаментом. На западном фасаде в ходе работ выявлено наличие в теле стены за блоками лицевой версты профилированного белокаменного элемента. Внутри существующей реставрационной конструкции главы были выявлены более ранние конструкции, составляющие журавцы старой главы предположительно конца XVIII - начала XIX в.в., а также деревянный ворот, использованный при более ранних ремонтных работах.

Выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе расчистка фасадов от предыдущей покраски, переборка кладки участков цоколя, юго-западного угла, центральная апсида, частичная вычинка белокаменной кладки, докомпоновка поверхности белокаменной кладки, за исключением цоколя.

Отреставрированы швы между блоками, произведено инъектирование трещин известково-цементным раствором с армированием, реставрация изделий из металла - двери порталов, оконные решетки, обработка биоцидным составом деревянных конструкций главы, очистка, реставрация покрытия кровли и главы, его окраска, очистка поверхности внутренних стен, столбов и сводов, реставрация швов между блоками, укрепление камня, докомпановка поверхности белокаменной кладки.

Проведена реставрация мраморного иконостаса, очистка камня, докомпановка сколов, воссоздание утраченных деталей, реставрация поворотных механизмов врат иконостаса без их снятия, реставрация металлической лестницы, ведущей на хоры, изготовление и установка деревянных оконных блоков барабана со стеклопакетом, реставрация дверных блоков с утеплением полотен путем замены одинарного остекления на стеклопакет.

 

Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Советская, Красная пл.


Координаты: 56.736681, 38.852322


Проезд :от Москвы от автовокзала (м.Щелковская) до Переславля-Залесского (прямой автобус) или транзитными автобусами на Ярославль, Кострому

bottom of page