top of page

Владимир. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь

 

Церковь Вознесения Господня находится на юго-западной части Владимира, на холме, спускающемся к реке Клязьме, за чертою валов, окружающих город. В конце XII в., на месте нынешней приходской Вознесенской церкви, существовал монастырь того же имени, который упоминается в летописях под 1187 г. и 1218 г. Кроме этих кратких упоминаний нет никаких исторических данных относительно Вознесенского монастыря ни о его состоянии в то время, ни об его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия в 1237 г. он был разорен прежде других Владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений и с той стороны, откуда татары подступили к Владимиру.

 

Когда на месте разоренной церкви выстроена была новая, совершенно неизвестно, но в XVII ст. в списке Владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. В патриарших книгах под 1628 г. значится «церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе…» В делах патриаршего казенного приказа под 1652 г. эта церковь называется ружною, т.е. бесприходною; это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь.

 

При этой Вознесенской церкви существовала другая теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была в самом начале XVII ст., но около половины этого столетия она сгорела, и новая церковь выстроена была несколько на ином месте в 1652 г. В 1718 г. священник Андрей Григорьев писал в казенный патриарший приказ: «в граде Владимире за земляным городом церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Покрова Пресвятой Богородицы деревянные и ныне стали быть ветхи и на строение тое церкви вновь каменные во имя Вознесения Господня и с приделом Покрова Пресвятой Богородицы от приходских людей деньги в собрании и прошу дать указ о строении вышеуказанной церкви». Указ тотчас был дан.

 

Таким образом, вместо двух деревянных церквей в конце XVIII в. построена была каменная Вознесенская церковь. Год ее построения точно определяется в «Топографическом описании провинциального г. Владимира 1761 г.», где сказано: «церковь Вознесения Господня с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1724 г.»

 

Этот каменный храм без существенных изменений существует и в настоящее время; при нем каменная колокольня. Престолов в нем три: в главной церкви – в честь Вознесения Господня, в приделе холодном – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в теплом – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В иконостасе холодной церкви, устроенном в 1812 г., иконы писаны в итальянском стиле.

 

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1821 г. Церкви принадлежит капитал в 4725 руб., процентами с которого она пользуется. Земли при церкви: усадебной около 2 дес. и сенокосной 35 дес. Планы и межевые книги на землю хранятся в целости. Причта по штату положено: священник и псаломщик.

 

Причт получает на свое содержание: арендная плата за сенные покосы, проценты с капитала 3032 руб., доходы от служб и треб – всего около 1000 руб. в год. Причт помещается в церковных домах. В приходе Вознесенской церкви по клировым ведомостям числится 380 душ муж. пола и 392 жен.

"...Возвращение Вознесенского храма в 1990 г. обозначило начало живительного процесса возврата православных святынь народу Божию в центре Владимирской епархии – граде Владимире. Храм занимает часть древнейшей территории города на Клязьме. Впервые в летописных источниках он упоминается под 1187 годом: «приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи… и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня». Первоначальная история этого места была связана с иноческим деланием. Монастырь находился за городской стеной и предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в середине 12 века.

 

О значении монастыря в начальный период своей истории говорит летописная запись под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Констанина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. В город на Клязьме были принесены величайшие святыни – части мощей Логина сотника и Марии Магдалины. Как описывает «Лаврентьевская летопись» владимирцы «с радостию великою» встретили эти святыни и поместили их в Вознесенском монастыре пред Золотыми воротами.

В начале XIII века великий владимирский князь Константин Всеволодович решил еще повысить значение Вознесенского монастыря (ну и свое, конечно): в 1218 году во Владимир прямо из Константинополя доставили части мощей выдающихся библейских святых – Лонгина сотника и Марии Магдалины. Их поместили в Вознесенский монастырь.

В XIII веке монастырь пострадал от нашествия монголов во времена хана Батыя. После разорения иноческая обитель была восстановлена.

 

Вновь в письменных источника монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе…» Еще в середине XVII века церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным).

 

В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавшиз деревянных церквей. По данным «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года» храм был построен в 1724 году.

 

В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня. Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 года с иконами, написанными в итальянском стиле. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.

 

По обычаю возле храма располагалось старое кладбище, являвшееся местом упокоения многих жителей города и Владимирского края. Среди них покоится и участник Бородинского сражения князь Дмитрий Николаевич Голицын. Он получил ранение во время Бородинского сражения. Родители решили перевезти раненого героя Бородина из Москвы в Нижний Новгород, но на половине дороги, во Владимире, князь все же умер. В память о почившем здесь сыне родители украсили Вознесенский храм иконостасом. Литературоведы считают, что писатель Лев Толстой именно князя Дмитрия сделал прототипом образа Андрея Болконского в романе «Война и мир».

Для верующих Вознесенская горка символизирует ни много, ни мало – гору Елеонскую, откуда по Новому завету и вознесся Иисус Христос на глазах своих учеников. Так что монастырь времен Боголюбского вполне вписывается в его концепцию Владимира как преемника Иерусалима через Киев. Смотришь с Золотых ворот, как в Иерусалиме, и видишь «гору Елеонскую» – Вознесенский холм.

 

Адрес: г.Владимир, ул. Вознесенская, 14а

Координаты: 56.12122, 40.39712

Проезд: Исторический центр г. Владимира.

bottom of page