top of page

Свято-Александровский мужской монастырь. Суздаль.

Александровский (первоначально женский) монастырь - расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале.

6 декабря 2006 г. была зарегистрирована религиозная организация «Свято-Александровский мужской монастырь города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Руководитель религиозной организации – Ургалкин Александр Петрович.
Адрес: 601260, Владимирская область, город Суздаль, ул. Гастева, тел. (4922)327409
Настоятель - архимандрит Иннокентий (Яковлев).

- Культурный слой Александровского монастыря, ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв. Северо-западная часть города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка.

По преданию, монастырь был основан в 1240 г. Александром Невским.
Князь перед походом на немецких рыцарей дал обет построить в Суздале, на родине своих предков, монастырь в честь своего небесного покровителя Александра Римского. Князем Суздаля в это время был младший брат Александра Андрей II Ярославич (1246-1252 гг. - великий князь владимирский).

Александром Невским первоначально была построена деревянная церковь в честь его Ангела – муч. Александра Римского.
В древности назывался «Александровский - Большая Лавра» или «Александровским девичьим монастырём». Число подвижниц в нем было значительно, большая часть этих подвижниц были сироты, оставшиеся после татарского разгрома Суздаля в 1237 г. без крова и пищи, и искавшие утешения в своем безысходном горе в религиозном чувстве.

Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились.
Великий Князь Иоанн Данилович (1331 - 1340 гг.) в своем завещании пишет: «а что есмь прикупил селце на Кержачи у Прокофья у Игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю св. Олександру (монастырю) себе в поминанье». В завещании сына Иоанна Даниловича Иоанна II (1353-1359 гг.) говорится: «А село Павловьское дал есмь св. Александру в прок, себе в память». Вероятно, такие пожалования делались и другими князьями.

В житии святителя Иоанна епископа и преподобного Евфимия Суждальских чудотворцев (нач. ХV века) передается, что из этого монастыря, — который здесь называется великою лаврою, взята в начальницы Покровского Суздальского монастыря сестра преподоб. Евфимия.
У Строева первою известною по документам игуменией обители названа Ирина около 1450 года. За нею следуют две игумении конца XVI века — Марфа 1586 года и Мария 1598 — 1605 гг.
Имя игумении Марии встречаем в грамоте, данной по ее просьбе монастырю Лжедимитрием I в начале XVII в. Игумения с сестрами били Лжедимитрию I челом, чтобы жалованную грамоту, подписанную царем Феодором Ивановичем, Лжедимитрий переписал на свое царское имя. В грамоте шла речь о слободке под монастырем, всего в пять дворов. Живущим в этой слободке священнослужителям, слугам монастырским и крестьянам давались всякого рода льготы в государственных сборах и повинностях и в отправлении суда. Грамота помечена 15 сентября 7114 года, т. е. дана в 1605 году.
В период польского нашествия в 1608 - 1610 гг. монастырь был сожжён.

От 1628 — 1629 года сохранилась опись гор. Суздаля, из которой мы можем почерпнуть древнейшие сведения о числе храмов Александровского монастыря, их наименовании и количестве насельниц. Здесь записано: «В Суздале ж на посаде Александровской девичь монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика древяная вверх, да теплая церковь Покров Пресвятыя Богородицы древяна и клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келей, а в них игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревяная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Приходу, а хлебную из Дворца».
Имя игумении Ольги, правившей монастырем довольно долго, встречается и в другом старинном документе. В записных книгах времени Преосвященного Серапиона (1634 — 1653 г.) в отпуску благословенных грамот под 7158 (1650) г. значилось: «Апреля 27 дня дана благословенная грамота по челобитью Александровского девичья монастыря игумении Олге с сестрами, да попу Илье, да Савве, да дьякону Михайлу, велено им Государевою казною и мирским подаянием строити новую церковь Вознесения Господне, да мученика Александра Перского, да третий престол Иванна и Феодора епископов Суждальских чудотворцев на старом месте. По которой записной книге значится, что в показанном монастыре те церкви быша состроены и празднество совершашеся, чесому имеется утверждение в записных дому архиерейских расходных с 7165 по 7191 год».
Итак в половине XVII века в Александровском монастыре на месте двух обветшавших храмов началась стройка новой церкви во имя Вознесения Господня, мученика Александра Перского, да третьего престола в честь св. Иоанна и Феодора, епископов Суздальских.
Из преемниц игумении Ольги Строев указывает Евфросинию (1659 — 1661) и Марину (1667 — 1668). На имя последней царем Алексеем Михайловичем в 1668 году дана была грамота, в которой Александровский девичий монастырь жаловался, вместо взятой их монастырской слободки, «годовою денежною ругою против Ризположенского женского монастыря», именно игумении монастыря положено было выдавать по 4 руб. 13 алтын, рядовым старицам по 2 руб. 15 алтын, попам с причетниками 16 рублей 20 алтын, да на свечи, вино и ладан шесть рублей из Суздальских таможенных доходов.
С 1675 по 1678 год у Строева помечена игумения Евникия. Около этого времени церкви Александровского монастыря повреждены были пожаром и, хотя возобновились в 1675 году, но, как оказалось впоследствии, непрочно и неумело.
Из книги Анании Феодорова узнаем, что церковь в честь святителей Иоанна и Феодора была «деревянная теплая, и в день памяти святителей 15 октября и 8 июня в том монастыре празднество отправлялось неотменно, как показывают это расходныя архиерейския книги разных годов, а особенно 7190 (1682) года».
В конце XVII столетия, при игумении Домникии 1675 — 1701 г., пришлось вновь приступить к строительным работам.
В 1695 г. суздальский митрополит Иларион выдал грамоту на постройку новой церкви, которая была названа Вознесенской.
От 1695 года сохранилась благословенная грамота, данная Суздальским митрополитом Иларионом на построение храма в Александровском девичьем монастыре. В виду того значения, какое имеет эта грамота в истории храмов Александровского монастыря, мы приводим ее здесь целиком:
«Иларион, Божиею милостию Митрополит Суждальский и Юрьевский. В нынешнем 203 году генваря в 20-й день, били челом нам Преосвященному Митрополиту Суждальского посаду Александровского девича монастыря Игумения Домника с сестрами, а в челобитной их написано, чтоб нам Преосвященному Митрополиту благословите и повелеть строить в том же Александровском девичем монастыре каменную церковь во имя Вознесения Господня и приделать к ней придел по левую страну Великомученика Александра Перского с трапезою теплою, и о том бы церковном строении дать им нашу благословенную грамоту, и мы Преосвященный Митрополит слышав их челобитья благословили на новое каменное строение кирпич и известь и песок и камень и всякие припасы, что к тому церковному строению будет надобно, готовить и рвы копать и сваи бить и бут бутить и строить новую каменную церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Великомученика Александра Перского, на старом церковном месте; а строить ту новую каменную церковь и придел в длину сколько сажен прилично, а алтари сделать круглые; а чтоб на той церкви и на приделе верхи были шатровые, и учинить на них по единой главе, а в церковь сделать входные трои двери, а в придел учинить с паперти особыя двери, а из церкви в придел входных дверей не было бы; и в церкви и в приделе пред алтарями с церковного помосту сделать по две степени, а помост в алтарех и пред алтарями с верхнею степенью учинить равно, и в алтари сделать по трои двери: царские, южные, северные и по совершении церкви и придела иконы святыя ставить подле царских дверей по правую страну в начале по образу Всемилостиваго Спаса, да настоящих Святых Храмов, а по левую страну царских дверей поставить по образу Пречистыя Богородицы, а царския двери и дейсосы и протчие местные образы поставить по чину, а прихоцких людей молению образам сделать тябла подле стен вдоль церкви, а посреди церкви тябел вислых поперег и вдоль не делать и образов на них не ставить; а водружальные кресты поставить в олтарех на восточной стране за престолами над горними местами; а как та новая каменная церковь и придел со всем строением совершены будут, и о том возвестить нам Преосвященному Митрополиту, и мы повелим дать антиминсы и освятить по правилам Святых Апостол и Святых Отец; а буде та новая каменная церковь и придел построены будут не против сей нашей благословенной грамоты и они освящены да не будут. Писано в Суждале в нашем Митрополии доме, лето 7203 (1695) апреля в 3 день. К сей благословенной грамоте наша Архиерейская печать приложена».
Из приведенной грамоты видно, что в 1695 году последовало благословение Суздальского митрополита на постройку новой каменной церкви во имя Вознесения Господня на старом месте с приделом в честь Александра Перского с теплою трапезою. Это и есть нынешняя Вознесенская церковь с приделом в честь Александра. На построение храма Александровский монастырь получил вспомоществование деньгами и материалами от казны, как монастырь княжеской стройки, пользовавшийся великокняжескими подаяниями издавна. Об этом узнаем из челобитной, поданной игуменией Домникией с сестрами на имя Государей Иоанна и Петра Алексеевичей в том же 1695 году. В ней читаем:
«Великим Государем, Царем и Великим Князем Иоанну Алексиевичу, Петру Алексиевичу всея Великия и малыя и белыя Росии Самодержцем бьют челом богомольцы Ваши Суздальского города Александровского девичья монастыря Игумения Домника с сестрами. В прошлых Государи давных летах строил тот девичь монастырь Великий Князь Александр прежде из всех Суздальских монастырей, сын Великого Князя Ярослава, внук Великого Князя Владимира Киевского и Печерского Чудотворца, а ныне Государи тот монастырь и церква в том монастыре згнила и упала, а во имя та церква Вознесения Господня да предел во имя великого мученика Александра, иже в Персиде пострадавый; а в прошлом, Государи 201 (1692) году, по Вашему Великих Государей Указу, а по нашему богомолиц Ваших челобитью выдано из Приказу большия казны на то церковное строение Вашего Государского жалованья сто рублей денег, и к той церкви и все» церковной утвари искони бе Ваше Государское строение все; а на ту Государи куплены у нас кирпич и бут и всякая церковная сбруя, которая прилична к той церкви Божией, только Государи стало у нас богомолиц Ваших за железом да за оловом; а смечали у нас, подмастерья сколько надобно Государи железа, и надобно Государи железа пятьсот пуд Свийского и Немецкого дощатаго и решеточного на подставы... и на связи, да пятьдесят пуд олова на смазку, и от дела нам богомолицам Вашим к той церкви отстроению дать нечего; а та Государи церковная казна гниет за железом и за оловом, и за работу, что от дела дать нам богомолицам Вашим нечего; и в нынешнем, Государи, 203 (1694) году июня в 4 день била челом я богомолица Ваша и подала челобитную Вам Великим Государем в селе Воздвиженском о том церковном железе и что надобно олова и дать что от дела, и та челобитная с Вашим Государским Указом совсем сошла, а сказали будто челобитная подписная у дьяков, и я богомолица Ваша и дьяков спрашивала и они мне той подписной челобитной у себя не сказали, и за тем делом волочусь многое время. Милосердые Великие Государи, Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы пожалуйте нас богомолиц своих для Спаса и Пречистыя Богородицы и для Московских Чудотворцев и для своего Государского многодетного здравия и поминаючи своих Государских родителей и прародителей, велите Государи к той церкви на строение железа и олова и от дела мастером выдать сколько Вашей Государской казны станет, чтоб нам богомолицам Вашим волочась за тем делом вконец не разориться и Вашего Государского богомолья не отбыть. На подлинной челобитной помета: 203 года июня в 13 день Великие Государи пожаловали велели о том учинить Указ в Приказе большой казны Боярину Князю Петру Ивановичу Прозоровскому с товарищи».

Церковь Вознесения Господня

Пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны и сына её Царя Петра Алексеевича, вместо бывших двух церквей.

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен тёплый придел, а с востока - паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными - во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремлённых ввысь барабанов. Храм не имеет обычной «пары» — «теплой» церкви; ее заменяют пристроенный с севера придел и паперть.

Шатровая колокольня Александровского монастыря

Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Её стены практически лишены декора, что делает её уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проёмов и наличники над окнами-слухами.

В первой пол. XVIII в. вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в кон. XVII в. в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей.

В начале XVIII столетия во главе обители стояла игумения Капитолина. На ее имя имеется указ от 1717 года Преосвященного Игнатия Суздальского, данный в ответ на челобитную настоятельниц монастырей — Троицкого, Александровского и Ризположенского. Челобитчицы указывали на то, что в их монастыри по обещанию приходят вкладчицы, живут в монастырях белицами, ожидая пострижения, постригать же их без архиерейского разрешения они не смеют; а между тем с прекращением руги «они богомолицы заскудали скудостью большою». «Раньше пострижениц было много и мы от того все питались, писали монахини, а ныне ничего нет». Челобитчицы просили посему учинить рассмотрение. Очевидно, челобитье вызвано было строгими распоряжениями Петра Великого, ограничившими новые пострижения в монастыри и чувствительно задевшими материальные интересы Суздальских женских монастырей, пользовавшихся доброхотными вкладами своих состоятельных пострижениц. Епископ Игнатий в ответ на челобитье велел послать в Суздальские женские монастыри указы, в которых разрешались новые пострижения без испрашивания каждый раз особого соизволения Владыки, но со строгим разбором постригающихся.
Другой циркулярный указ в Суздальские монастыри послан был в 1732 году; его вызвало нарушение дисциплины именно в Александровском монастыре. Монастырем правила в это время игуменья Маремьяна. 6-го августа, с ее разрешения, одна из монахинь отлучилась в Спасо-Евфимиев монастырь, здесь ночевала и возвратилась только на другой день вечером с боевыми знаками на теле. По этому поводу Гавриил, епископ Суздальский, настрого подтвердил всем настоятелям и настоятельницам монастырей, «чтобы в монастырях монашествующие содержаны были, как правила и указы повелевают, и чтобы всякое послабление весьма было пресечено».
В конце 30-х годов в Александровский монастырь стали посылать для содержания под стражей до производства Расследования и раскаяния раскольниц. Но опыт оказался неудачным. В 1738 году прислали сюда для содержания под караулом двух раскольниц. Одна из них вошла в соглашение с караульным солдатом и ночью бежала; другая осталась только потому, что «лежала в расслаблении». На произведенном следствии игуменья Елена сумела оправдать себя и доказать свою невиновность. Дело ограничилось отсылкой в провинциальную канцелярию присматривавшего за раскольницей солдата. Но из Александровского монастыря взяли вторую раскольницу и поместили в Покровском монастыре, «понеже в том монастыре (Покровском) те раскольницы содержание имеют твердое».
Сохранившиеся архивные документы позволяют восстановить то ружное жалованье, которое выдавалось из Коллегии экономии Александровскому монастырю в конце 30-х годов. В ведомости Коллегии экономии за 1737 год показано на содержание монастыря 100 р. 88 к. и на церковную потребу 6 руб. Из выдаваемого денежного жалованья игуменья получала 3 руб. 50 коп. и монахиня по 1 руб. 75 коп. При ревизии 1744 года во владении монастыря числилось всего три души. В 1744 году в монастыре было только 32 монахини, вместо обычной нормы в 50 человек.
Все эти цифровые данные говорят о материальной скудости обители в половине ХVIII века. В виду такой скудости игумении Елене в 1748 году выдан был Епархиальною властью указ, разрешающий «собирать по верующим в гор. Суздале и Суздальском уезде доброхотныя жертвы на покрытие церкви кровлею и на свечи, ладан и всякую церковную потребу».
При той же игумении Елене в 1749 году, по просьбе ее и приходских людей, диаконом к Вознесенской церкви определен был состоявший при ней дьячком Никита Иванов. Это тот самый, надгробный памятник которого доселе сохранился в холодной паперти Вознесенской церкви с надписью: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви иерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». На другой стороне камня помещено: «Жизни его было 89 лет, 11 месяцев и 5 дней, а служил при той церкви 70 лет». Далее помещена следующая эпитафия: «Жизнь долголетняя хвалы его венец, он дни свои провел в молитвах и пощеньи, чад добре воспитал, быв нежный им отец, Всевышний упокой его в Твоем селеньи».
К Вознесенской церкви дьячок Никита Иванов определен в сентябре 1743 года. Штат духовенства при Вознесенской церкви состоял из попа, диакона и дьячка, а с 1750 года и пономаря. Содержался он частью в счет ружного жалованья, выдаваемого из Провинциальной канцелярии — 9 р. 77 ½ коп., 3 ½ четвертей хлеба, выдаваемого игуменией из того хлеба, который она получала от Спасо-Евфимиева монастыря за взятую у Александровского монастыря землю, и на деньги от Суздальского магистрата «за имевшуюся раньше пашенную землю, которая взята в посать, за семь юхтей с осминою». Кроме сего причт получал подаяние от приходских людей.

В 1764 г., при проведении секуляризации Екатериной II земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
К этому времени в монастыре, кроме игумении, числилось всего 20 монахинь. Внешний вид храма и монастыря по сохранившейся описи был таков. «Каменная церковь во имя Вознесения Господня имела пять глав, крытых деревянною чешуею и выкрашенных красками. В церковь вели двое входных дверей, при которых были паперти, с западной стороны — деревянная, с южной — каменная. По левую сторону Вознесенской церкви находился теплый придел в Имя великомученика Александра Пермского, с одной главой, обитой деревянною чешуею. Колокольня с шестью колоколами устроена была отдельно. Церковь была богато снабжена утварью и украшена многочисленными священными изображениями. На многих иконах ризы, венцы и цаты низаны были жемчугом. В храмах хранилась одна из древних икон св. мученика Александра с надписью: «Лета 7080 (1572) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монстыря архимандрит Нов в обители святого мученика Александра».
Кроме церквей, в монастырской ограде стояла одна настоятельская деревянная келья и 27 монашеских. Монашеские кельи построены были коштом монахинь, в виду чего при упразднении монастыря Преосвященный Суздальский распорядился передать кельи в собственность монашествующих, с тем, чтобы монахини перевезли их в те монастыри, где будут иметь дальнейшее пребывание, или же продали».

Вознесенский приход

Так закончила свое существование одна из древнейших обителей. На месте ее остался один Вознесенский храм с теплым приделом во имя того св. мученика, в честь которого некогда в XIII веке построена была впервые монастырская церковь, мученик этот ныне именуется св. Александром Римским и память ему празднуется 13 мая. Александр мученик был чином воин, совершил по воле мучителей страдальческий путь от Рима до Византии и в Дризипаре во Фракии упокоился от своего мученического странствования, будучи усечен мечом при Максимиане (281 — 305). Между тем, насколько можно видеть из изложенного выше, в древнейших памятниках мученик, в честь которого посвящена была первая монастырская церковь, называется Александром Перским. Под Александром Перским, вероятно, надобно разуметь одного из 9 мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в Пергии Памфилийской. Память их празднуется 1 августа. Когда произошло переименование престола, на основании существующих у нас под руками материалов определить не имеем возможности, но, вероятно, в XIX уже веке. Возможно, что это переименование вызвано было желанием согласовать день рождения св. Благоверного Князя Александра Невского с днем памяти мученика, которого он носил имя. Днем рождения св. Александра Невского в настоящее время обычно называют 30 мая. Вследствие этого, может быть, из 14 мучеников, носящих имя Александр и встречающихся в святцах, выбран именно тот, память которого празднуется в мае месяце. Если действительно сделано так, то подобное переименование исторически оправдано ни в коем случае быть не может. Не надобно забывать, что день рождения св. Александра Невского определяется на основании Истории Татищева, относительно которого Бестужев-Рюмин справедливо заметил: «Он (Татищев) не мог еще критически отнестись к своим источникам, и потому верил многому... Это не умаляет достоинства его труда, но требует осторожности в пользовании известиями, которые встречаются только у него».

Из икон находящихся в церкви в кон. XIX века, примечательна по своей древности была икона св. мученика Александра с надписью: «лета 7080 (1572 г.) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монастыря архимандрит Иов в обители святого мученика Александра».
К этой церкви была приписана Троицкая церковь села Троицы-Берег.
Причта по штату было положено священник и псаломщик. «Годовой доход причта: 150 р. от усадебной земли, 56 руб. 24 коп. процентов с госуд. Бумаг и до 100 руб. за требоисправления, а всего до 300 руб.
Приход: 7 дворов, 28 душ мужского пола, а женского пола 37 душ».

В 2006 г. монастырь возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) - игумен Авель (Ургалкин).

В храме находятся гробницы:
- Вел. княгини Суздальской Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г.;
- Вел. княгини Агрипины, скончавшейся в 1293 г.
На одной из гробнице следующая надпись: «лета 6770 (1262 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Мария, въ инокиняхъ Марина Суждальская». На другой: «лета 6801 (1293 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Агрипина Суждальская».
Между местными жителями сохранилось предание, истинность котораого подтверждали уже сошедшие в могилу старожилы, будто бы гробницы великих княгинь — каменные и будто бы они висят внизу в усыпальнице на цепях, прикрепленных к каменным столбам.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Гастева


Координаты: 56.42742, 40.4404


Проезд: Монастырь находится на высоком берегу р.Каменки между Ризоположенским монастырем с колокольней, самой высокой в городе, и Спасо-Евфимиевым монастырем на его северной оконечности. Проезд и проход от центральной ул. Ленина.

bottom of page