top of page

Владимир. Собор Димитрия Солунского.

Дмитриевский собор.

 

Дмитриевский собор. Собор построен в 1194—1197,годах князем Всеволодом III как дворцовый храм в честь покровителя князя Дмитрия Солунского и по случаю рождения у него сына Дмитрия и несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.

Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. "Суздальская область, еще в начале XII века - захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью", - пишет В. О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его уже только русские мастера - летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже "не искали мастеров от немец".

К сожалению, в первой половине XIX века были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры (когда-то здесь размещался целый дворцовый ансамбль). Это ослабило конструкции собора, вследствие чего ему грозило разрушение. В 1939— 1952 годах под руководством.архитектора А. В. Столетова были проведены инженерное укрепление памятника и его реставрация, вернувшие храму первоначальный вид.

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, храм впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837-1839 годах "знатоки русского стиля" провели по распоряжению Николая I "реставрацию", чтобы придать собору "первобытный вид". В результате собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик. Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди. То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, не является художественным приемом - дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

 

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых - русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы - льва с "процветшим" хвостом, гусей со сплетенными шеями... На южном фасаде храма выделяется крупная композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет нам, сегодняшним кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе и на Востоке - прежде всего благодаря византийской повести "Александрия", переведенной на многие языки. "В церковной скульптуре второй половины XII в. "Вознесение Александра" равноправно важнейшим христианским изображениям", - пишет академик Б. А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, "грипы александрова воздухохождения", несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят - "приманку" для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Летописец так передает о сооружении храма: "Великий Князь Всеволод, именованный во Святом крещении Дмитрий, сын Гюрчев, изда церковь прекрасну на дворе своем святого мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем и принес доску гробную из Селуни Святого мученика Димитрия, миро непрестанно точащую на здравье немощным, в той церкви постави, и и сорочку того же мученика туже положи". В соборе действительно была помещена икона святого мученика Димитрия, писанная на его гробовой доске и принесенная в дар Всеволоду из города Селуня в 1197 году. Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Построенный на великокняжеском дворе, Дмитриевский собор был окружен дворцовыми постройками, но от них ничего не осталось. При реставрировании собора в XIX веке на северной стороне были обнаружены следы древних пристроек наподобие тех, что были в великокняжеском дворце в Боголюбове, а на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим вероятно великокняжеское семейство могло проходить прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые городом Владимиром за время долгого его исторического существования, не миновали и Дмитриевского собора. При нашествии Батыя, и во время опустошений, производимых в разное время татарами, литовцами и поляками, соборный храм подвергался печальной участи разграбления наравне с прочими церквями города, но, даже лишившись почти всех своих внутренних украшений, он сохранил все-таки древние стены со всеми наружными украшениями. В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни - гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа. Но Великие князья Московские не оставляли без внимания Дмитриевский собор. В жалованной грамоте Великого князя Василия IV Иоанновича за 1515 годом в коей он жалует "своих попов, что служат в его соборной церкви Дмитрия святого во Владимире внутри города на его дворе". По этой грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: их никто не мог судить, кроме самого Великого князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова, или на строения где пожелают. В царствование Иоанна Грозного, вероятно в память его неоднократных посещений Владимира, к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон. В северной был помещен придел в честь Святителя Николая, в южной - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, на западной стороне была устроена обширная паперть.

 

В 1807-1808 гг. в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны -приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде Дмитриевский собор существовал до 1834 года, в котором император Николай I, посетив город Владимир и ознакомившись с замечательными строениями, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Для этого императором была ассигнована необходимая сумма денег. Реставрация была произведена под руководством местных археологов и в 1837 году Дмитриевский собор предстал снова во всей своей древней красоте. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 года. До 1883 года собор оставался холодным и богослужения в нем совершались только в летнее время. В этом году тщанием и усердием соборного старосты купца В.Н. Муравкина невдалеке от собора построена небольшая в древнерусском стиле звонница, в которой находится сторожка и располагается духовая печь с проведенными в самый собор трубами, благодаря чему весь собор сух и нет более опасности для фресок погибнуть от сырости. В соборе устроен также мозаичный пол из разноцветного мрамора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою. В плане Дмитриевский собор представляет собой вид продолговатого четырехугольника, узкие стороны которого обращены на восток и на запад; с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне, из которых средний больше крайних. Собор представляет собой крестово-купольный храм кубической формы с тремя полукруглыми апсидами на востоке, увенчанный одной шлемовидной главой на цилиндрическом барабане. Глава собора - шлемообразная, наверху нее шар с крестом. Крест четырехконечный, прорезной, вызолоченный, опирающийся на полумесяц, на самом верху креста голубь. При возведении собора использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. По архитектурной композиции и пропорциям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII в. на этапе его наивысшего развития.

 

Некоторые знатоки древности видели в этих изображениях олицетворение слов псалма: "Всякое дыхание да хвалит Господа", но многие изображения не могут подходить под это толкование, например двое борющихся, воин, закалывающий фантастического зверя, человек, держащий лук в руках, другой, сидящий на льве и раздирающий ему пасть: лев, раздирающий козу, осел, стоящий на задних ногах перед виноградным кустом и многое другое. Поэтому граф Строганов, написавший специальную статью и Дмитриевском соборе, сделал иное предположение. Он думает, что большая часть главных украшений относится к событиям из жизни святого великомученика Дмитрия Солунского, который был проконсулом в Македонии, - относится к местностям Македонии и к действиям цирка. Например, лев, раздирающий оленя, кабана, быка - находится на медалях города Аханти; два кентавра с ветвью в руках, стрелец с луком в руках - на медалях Америполя; осел, стоящий на задних ногах перед виноградовым кустом - город Мекди; два кентавра - города Селуня. Наконец, изображение двух бойцов, человека, раздирающего пасть у льва - изображения, намекающие на ристалище амфитеатра. Но и это мнение является не более как догадкою, не исключающей возможности другого рода толкований. От внутренних украшений собора мало что сохранилось. Во время реставрации собора в XIX веке, под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне с двумя по сторонам ее ангелами; рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. На другой стороне арки - собор святых с апостолам Петром. На другой стене - два трубящих ангела; над сводом изображен собор апостолов и ангелов. В Дмитриевском соборе обращает на себя внимание художественный надгробный памятник подле могилы бывшего во Владимире памятником графа Р.И.Воронцова. В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты.

 

•Собор представляет собою небольшой, одноглавый, крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны.

 

При возведении собора применена традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. Храм сложен из блоков белого камня размерами 34—45Х X 4-5—65 сантиметров.

 

По архитектурной композиции, пропорциям и членениям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII века и отражает этап его наивысшего развития. По форме его объем приближается к кубу и имеет четкое конструктивное построение. По вертикали фасады расчленены пилястрами с тонкими полуколоиками на три прясла, завершающихся дугами закомар. Наружным пилястрам внутри собора соответствуют столбы-пилоны, также делящие пространство на три части: три продольных и три поперечных нефа. По горизонтали фасадная композиция уравновешена аркатурно-колончатым поясом, проходящим примерно посредине стен и придающим построению собора но высоте (вместе с барабаном) также трехчастность.

 

Облик храма торжествен и строен. Он весь проникнут спокойным величавым ритмом и наполнен мужественной красотой. Мощная шлемовидная глава со световым барабаном на квадр-атном постаменте красиво завершает композицию сооружения, слегка сдерживая медлительное движение архитектурных масс вверх.

 

Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Несмотря на пышность декорации и обилие рельефов, архитектура собора не теряет суоей композиционной ясности и не тонет в дивном узорочье. Напротив, резное убранство еще более подчеркивает слаженность и неразрывность скульптуры с архитектурой. Книзу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатур-ный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше густо заполненные резьбой поля прясел имеют упорядоченное (строчное) построение, наконец, на бараба не резьба заполняет простенки между оконных проемов.

 

Всего в скульптурном убранстве храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. Мастера создали декорацию, не имеющую себе равной ни по художественному совершенству, ни по виртуозности исполнения.

 

Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного по законам гармонии.

 

Главный персонаж резьбы — сидящий на троне библейский царь и пророк Давид. Он помещен в центральных закомарах всех трех фасадов (кроме восточного). В одной руке у него гусли (или псалтырь?), а другой он благословляет все живущее на земле. Вокруг него — звери, птицы, растения, фантастические животные, святые и всадники. Они преклоняются перед царем, внемлют его словам и прославляют его мудрость. Кажется, все живое собралось здесь, чтобы послушать псалмопевца.

 

Строитель собора Всеволод III видел в царе Давиде своего покровителя, он был для него идеалом всесильного владыки, которому была послушна вся Вселенная. Это и определило место и роль образа Давида в рельефном убранстве собора.

 

На фасадах помещены царственные львы и барсы, грациозные олени и лани, могучие орлы и величавые лебеди. Есть здесь и сказочные существа: сирины, кентавры, драконы.

 

Многие рельефы собора связаны с образами языческой мифологии. Это свидетельствует о привнесении в рельефное убранство народных вкусов и представлений. Видимо, многие мастера были выходцами из народной среды и хорошо знали персонажи народного эпоса. Больше того, многие рельефы выполнены под большим влиянием народной резьбы ио дереву. Это привнесло в них особую привлекательность и очарование.

 

Знакомство с резьбой удобнее начать с южного фасада, выходящего к Клязьме. Это была парадная сторона, где находился княжеский вход в храм. Поэтому и тематика рельефов здесь преимущественно светская. В замковом камне портала находится изображение царя Соломона, сидящего на троне из львов. В закомаре правого прясла — композиция «Полет Александра Македонского на небо» (и закомаре левого — «Крещение», оно появилось здесь в XIX веке), где воплощена идея триумфа сильной великокняжеской власти. Многочисленные львы и грифоны являются княжеской эмблемой.

 

Западный фасад считался главным в культовом отношении. В центральной закомаре вновь изображен Давид на троне, в левой Давид представлен с сыном Соломоном, а в правой — три святых (рельефы XIX века). Наибольший интерес представляют здесь сцены борьбы Геракла с нем ейским львом, с. стимфалийскими птицами и лернейской гидрой, а также рельеф «Самсон раздирает пасть льва» (находятся в центральном прясле) и рельеф «Никита избивает беса» (расположен в правой закомаре). Сцены битв человека дополняются здесь сценами смертельных схваток зверей и животных. Здесь представлено и наибольшее число фантастических существ. Они тоже в позах борьбы. Особенно интересны кентавр с мечом в руках и человеко-дракон. Гак иносказательно мастера передали идею борьбы христианства с враждебными силами (иноверцами).

 

Основная тема резьбы северного фасада — прославление силы и мудрости самого создателя собора, великого владимирского князя Всеволода III. В центральном прясле изображен Давид, в левом — сам . Всеволод со своими сыновьями. Князь сидит на троне, на коленях у него младший сын, старшие в почтительной позе склоняются перед ним.

 

Хотя резчик и не пытался передать портретные черты княжеской семьи, он впервые представил в скульптуре изображения конкретных людей. Тем самым Всеволод уподоблялся святому и ставился наравне с Давидом.

 

Северный фасад выходил к городу, поэтому изображение на нем всесильного князя должно было напоминать жителям о беспредельной власти и могуществе владимирского самодержца.

 

На северном фасаде почти нет сцен схваток и битв. Здесь расположены преимущественно княжеские символы— львы, барсы, грифоны, переданные в торжественных позах предстояния. Здесь все проникнуто миром и спокойствием. |

 

Особо следует обратить внимание на рельефы с апо-сталами. В центральном прясле, слева от окна, есть изображения Петра и .Павла. Это рельефы XII века. Резные надписи возле них обнаружены во время реставрации собора в 1975 году. По правую сторону сохранились поздние рельефы святых в медальонах. В закомаре правого прясла северного фасада ныне вставлены рельефы XIX века с изображением «Деисуса». Первоначально же здесь был представлен Соломон, что еще более возвышало Всеволода и уравнивало его с мудрейшим библейским царем.

 

Со всех сторо’н фасады собора опоясаны аркатурно-колончатым фризом. Здесь расположено 84 резных колонки, которые в свою очередь имеют резные консоли и капители. На капители поставлены арки, украшенные растительным орнаментом.

 

Между колонками рельефы помещены в три ряда, один над другим. Нижний ряд составляют деревья, выше— фигуры святых (кроме восточного фасада, где деревья расположены в два ряда), над ними, в тимпанах арок, — растения, птицы и звери. К сожалению, большая часть древних рельефов фриза не сохранилась и выполнена уже в XIX веке по старым образцам.

 

Центральное место во фризе занимают изображения святых. Скорее всего это покровители владимирских князей и они сами. Среди рельефов северного фасада, например, узнаются князья Борис и Глеб с мечами в руках. На южном фасаде изображены князья Владимир и Александр Невский (рельефы XIX века). Среди святых много святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру. Здесь же и Христос с евангелистами.

 

По замыслу Всеволода III резьба фриза должна была подчеркнуть особую миссию владимирских князей в распространении и упрочении христианства, возвеличить роль Пладимиро-Суздальского княжества в делах всей Руси, показать, что на Владимирской земле воцарились мир и спокойствие и все живущее и растущее радуется этому и прославляет миротворца.

 

Рельефное убранство барабана главы сохранилось без поздних вставок. В простенках между окон в медальонах из плетеных жгутов изображены Христос, пророки и апо-• голы, а также звери, птицы и деревья.

 

Если в резьбе аркатурно-колончаюго фриза проводилась мысль об исключительности Владимирской Руси, а в пряслах показывалась тема торжества и радости земной жизни, то резьба барабана символизировала небо и говорила о победе христианства над язычеством.

 

По глубине идейного замысла и широте философского осмысления средневекового мира резьбу Дмитриевского гобора можно, сравнить лишь со «Словом о полку Игореве».

 

11оистине, здесь создан образ всей «светло светлой и украс-но украшенной земли Русской».

 

Для современного зрителя рельефы собора все еще остаются загадкой, поскольку дошли в сильно перепутанном виде. Лишь в ходе реставрации собора в 1974—1977 годах многое прояснилось. .

 

Внимательно приглядываясь к рельефам, можно обнаружить, что они исполнены в разной манере. Это является следствием разновременности появления резных камней в убранстве собора. По технике резьбы довольно четко можно выделить три группы рельефов, характеризующих три периода их создания.

 

К первой группе, относящейся непосредственно ко времени возведения собора (1194—1197), следует отнести высокие рельефы, приближающиеся к скульптуре (их высота от 3,5 до 6 сантиметров). Изображение здесь как бы лепится и подается обобщенной пластической массой. Все формы округлены и подсечены глубоко к фону, что способствует впечатлению отделения формы от плоскости камня. Изображение занимает, как правило, всю плоскость камня, располагаясь вплотную к его краям. Поверхность самих рельефов обработана скромно, почти без дополнительных декоративных порезок. Стилистически эти рельефы близки к резьбе церкви Покрова на Нерли и свидетельствуют, что над созданием убранства собора работали мастера князя Андрея Боголюбского или их ученики. Больше всего подобных рельефов располагается на апсидах, пряслах южного, северного и западного фасадов и на западном участке аркатурно-колончатого фриза северного фасада.

 

Вторая группа рельефов выполнена в технике плоско-графической линейной резьбы. Наибольшая высота этих рельефов — до 1,5 сантиметров. Все формы лежат в одной плоскости и почти не отделяются от фона. Они подаются путем графической моделировки поверхности, поэтому эти рельефы богато орнаментированы порезками в виде различных завитков. Мастера порой так увлекаются декоративной стороной мотива, что на иных рельефах оказывается заштрихованной сплошь вся поверхность. Форма здесь уже не лепится, а рисуется, и красота лйний сочетается с выразительностью силуэта. Позы зверей, птиц полны движения и жизни. На первый план выступает совершенно иная художественная интерпретация образов — не символическая, как в первой группе, а декоративно-изобразительная.

 

Данные рельефы относятся уже к другой эпохе. Они были созданы русскими мастерами для угловых башен и боковых галерей, пристроенных к собору в 1230 году после 1 пожара храма. В 1838 году пристройки были разобраны, а ] резные камни с них вставлены в стены собора взамен утраченных.

 

Ныне рельефы данной группы (1230 года) занимают в убранстве собора почти одну четвертую часть, размещаясь везде, кроме восточного фасада и восточного прясла северного фасада. В аркатурно-колончатом фризе к этой группе относится лента растительного орнамента (деревья) под фигурами святых, перемежающаяся изображениями отдельных зверей и птиц. Таких рельефов здесь 34, кроме 7 первоначальных на сохранившемся от XII века западном участке северного фасада. К этой же группе рельефов относится и 14 колонок аркатурного пояса (1 — на южном фасаде, 4 —на западном, 9 — на северном), перенесенных сюда из аркатурно-колончатого фриза башен. К 1230 году принадлежат также изображения 10 сидящих святых в аркатуре западного фасада (1,4, 6,7 слева направо в левом прясле, 1 и 9 в центральном и 1, 3, 5, 7 — в правом).

 

Хотя к началу XIX века резных камней на башнях и галереях сохранялось еще много, их все же не хватило для замены утраченных. В 1838 году местные мастера под руководством Сидора Медведкина вырезали еще большое число рельефов. Они составляют третью группу камней.

 

Почти все новые рельефы являются копией резьбы XII или XIII века, причем по одному образцу создавалась сразу целая серия рельефов. Единичное повторение древнего образца встречается редко. Это было обусловлено тем, что срок, отведенный на резные работы, был ограничен.

 

Поздние рельефы характеризуются предельно обобщенными и упрощенными формами, без детальной их проработки. Особенно выделяются фигуры святых. Они почти полуобъемны и относятся к наиболее высоким в пластике собора рельефам. В них просматриваются черты круглой деревянной скульптуры XIX века с элементами наивного реализма.

 

Осмотрите резьбу внимательно еще раз. Она вся проникнута радостным настроением. В ней представлен поэтичный мир средневековых образов, созданный фантазией и талантом народных мастеров.

 

Светлое и праздничное чувство не покидает и внутри храма. Интерьер поражает ясностью форм и простотой членений. Собор хорошо освещен и от обилия света кажется воздушным. Это ощущение еще более усиливается от гладко отесанных белокаменных стен, которые сами являются источником света и как бы раздвигают границы храма.

 

Четыре крестообразных столба, соединенные между собою и со стенами, полуциркульными арками, легко несут коробовые своды и барабан, перекрытый куполом. Почти незаметное сужение подкупольных столбов кверху создает еще большую пространственность интерьера.

 

В конце XII века собор был’ расписан. К сожалению, древняя живопись, открытая впервые в 1844 году Ф. Г. Солнцевым и реставрированная в 1918 гаду И. Э. Грабарем, сохранилась лишь на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.

 

По традиции здесь представлены сцены «Страшного суда». На южном сКлоне большого свода изображены шесть сидящих на престолах апостолов и стоящие за ними ангелы с мерилами и сферами в руках. Идентичная композиция (шесть апостолов с ангелами) находится и на северном склоне этого свода.

 

На малом своде находится изображение рая. На северном склоне развернута сцена «Шествие праведных в рай». Процессию возглавляет апостол Петр с ключом и крестом в руках, за ним представлены праведные жены, среди которых Мария Египетская, Христина, Екатерина, императрица Феодора и другие. Далее — трубящие в землю и в небо ангелы, созывающие на суд.

 

На южном склоне малого свода — сидящая на троне Богоматерь с ангелами в увитой виноградом беседке и «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. У Авраама, сидящего в центре, на коленях находится младенец, символизирующий души праведных, рядом — еще две группы стоящих младенцев, ждущих своей очереди в лоно рая. Вся сцена представлена на фоне экзотических деревьев райского сада с сидящими на них птицами. Рядом с Исааком — шестиконечный крест и фрагмент руки благоразумного разбойника, первого поселенца рая. Это начало еще одной несохранившейся композиции, которая располагалась на западной стене под сводом и изображала врата рая.

 

Сцены «Страшного суда», как видим, очень близки по построению композиций подобным сценам в Успенском соборе. Андрей Рублев, конечно, их видел и старался следовать им, хотя и по-своему. Так на практике осуществлялась в средние века преемственность самых лучших художественных традиций, диктовавшаяся не только церковным каноном, но и благодарной памятью талантливых мастеров.

 

В цветовом строе фресок преобладают нежные золотисто-желтые, красноватые, фисташковые, ярко-зеленые, фиолетовые и голубые тона.

 

Одухотворенные лики святых мягко высветлены. Форма лепится посредством полутонов. Покоряют своим изяществом красота и декоративность линий. Складки одежды и лики переданы разнообразными, виртуозно положенными белильными штрихами и бликами, безошибочно подчеркивающими форму. Свободно и непринужденно переданные повороты фигур, их позы и жесты, движения, классически правильные лики свидетельствуют о живых традициях античного искусства.

 

В росписи собора участвовали греческие и русские мастера. Это были выдающиеся художники своего времени. Ведущая роль принадлежала константинопольским живописцам. Ими написаны двенадцать апостолов и правая группа ангелов на южном склоне большого свода. Русскими мастерами написаны ангелы левой группы южного склона большого свода, ангелы на северном склоне и все композиции малого свода.

 

Продолжим наш путь по Кремлю. Поблизости от Дмитриевского собора находится бывший дом губернатора, построенный в 1808 году. Рядом с ним расположено здание музея, специально построенное для этих целей в 1901 году по проекту архитектора П. Бегена в нарядном «русском стиле».

Реликвии Дмитриевского собора

Икона ("доска гробная") св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, - вернулись в собор из столичных музеев (в копиях).

 

Экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом.

 

Крест Дмитриевского собора. 1957 г. Копия

Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев был обтянут листами золоченой меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста - 4,07 м, размах – 2,78 м.

В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из черного металла – железного каркаса и золоченых стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золоченой меди подлинного креста XII в. (Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»).

После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески.

 

Фрески Дмитриевского собора.

 

Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции "Страшный Суд". В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами - сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, "Лоно Авраамово" с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.

 

Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в.

 

Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов - судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?).

 

(Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»)

 

Фрески Дмитриевского собора на южном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в. Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов - судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?). (Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»).

Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки - надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры - "плакальщица", склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном - изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.

Икона Дмитрий Солунский. XII в., 1701 г. Копия.

«Доска гробная» - византийская икона с изображением Дмитрия Солунского в рост – была принесена в Дмитриевский собор в 1197 г. из базилики св. Дмитрия в г. Фессалоники, от гроба святого. Вероятное местоположение иконы – в правой части алтарной преграды или у предалтарного столпа. Во Владимире икона находилась до конца XIV в. В 1380 г., в год Куликовской битвы, либо в 1390-1400 г.г., при митрополите Киприане, икону перенесли в Москву. В 1517 г. живопись «поновлялась». В 1701 г. икону вновь «поновил» мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов, повторив первоначальное изображение. Древняя «доска гробная» под записью 1701 г. хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

(Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»).

 

Хронология.

1194-97 гг. - строительство храма во имя святого Дмитрия Солунского князем Всеволодом Большое Гнездо, в крещении Дмитрия. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» (летопись). Строительство храма связывают с рождением сына Владимира в 1194 г.

1197 г. - храм завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи». 1380 г. – собор лишился свое главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по велению московского князя Дмитрия Донского. Была перенесена в московский Успенский собор.

XV в. – Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал беспиходным.

1536 г. - собор пострадал в городском пожаре. «В 1536 году на Дмитрие святом вся кровля згорела». 1719 г. – собор пострадал в городском пожаре.

1760 г. - собор пострадал в городском пожаре.

1783 г. - внутри храма похоронен владимирский наместник Р.И. Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – А.Р. Воронцова, Е.Р. Воронцовой-Дашковой. Потомками графа был установлен памятник (1-я пол. XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой.

в XVIII в. - низкую галерею, окружавшую собор с трех сторон, частично надстроили и превратили в боковые церковные приделы, а лестничные башни перестроили в колокольни.

1806 г. - четырехскатное покрытие заменено более близкой к форме старой свинцовой кровлей.

1838-1847 гг. - реставрация собора, с целью привести его в «первобытный вид». После ремонта собор стал приходской церковью.

1838 г. - древние пристройки к храму разобраны.

1843 г. - «снимали старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах, так погибла большая часть фресок времен Всеволода. Чудом уцелевшая часть фресок скрылась за новой росписью».

1844 г. - Ф.Г. Солнцевым была открыта древняя живопись XII в.

1847 г. - создан иконостас.

1918 г. - Игорь Эммануилович Грабарь отреставрировал древнюю живопись XIIв. Сохранились до настоящего времени только на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.

1883 г. - устроено калориферное отопление в соборе. С южной стороны построена небольшая звонница (не сохранилась). 1817-1918 гг. – собор был действующим храмом.

1919 г. - собор передан музею. Выломан иконостас, отдан в ГПУ на смывку позолоты. Храм превратился в склад.

1931 г. - разрушение юго-западного столба, сводов, разрушение белого камня.

1930-е гг. - разрушена невысокая звонница.

1937-1953 гг. - проведены сложные инженерные работы по укреплению и частичной реставрации собора.

1938 г. - собор обследован профессором К.К. Романовым, который отметил угрожающее состояние памятника.

1939 г. - на задний пилон собора поставлены временные стяжки, а на его барабан – металлическое кольцо.

1941 г. - архитектор А.В. Столетов включился в работу по спасению памятника. По его проекту на уровне пят подпружных арок были поставлены металлические стяжки накрест, внутри стен установлены железобетонные связи, вместо дубовых. 1948 г. – железобетонные связи установлены на уровне пола хор.

1950-е гг. - проводилось укрепление стен, сводов,, парусов, укрепление юго-западного пилона. В результате работ Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством А.В. Столетова собор спасен от разрушения, восстановлены первоначальные формы памятника, устранены деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба.

1951-52 гг. - отреставрированы четверик и позакомарное покрытие.

1953 г. - возвращенный к жизни памятник музеефицирован.

1958-1974 гг. - в соборе размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. 1948-50 гг. – под руководством Н.П. Сычева со стен снята масляная живопись XIX в.

1948-1968 гг. - было проведено укрепление древней живописи группой реставраторов под руководством А.П. Некрасова. 1975-78 гг. – велись реставрационные работы по расчистке и укреплению белого камня, устройству новой медной кровли, белокаменных водометов, золочению главы, восстановлению белокаменных полов и подпольных вентиляционных каналов XIX в. 1985 г. – в соборе устроено электроснабжение.

1994 г. - обследование белокаменных рельефов, организованных А.И. Скворцовым.

1999 г. - реставрация памятника.

2005 г. - открыта музейная экспозиция.

bottom of page