top of page

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль.

    Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне.

Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 г. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной. К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Эта церковь просуществовала недолго. Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 г., когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 г., в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии. Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных». Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 г. Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты.

Но новая церковь была достаточно мала для прихожан, да и жителям Толчковской слободы хотелось иметь не просто более вместительный, но и более пышный храм, поэтому вскоре после освящения Вознесенской церкви они обратились с просьбой о постройке нового каменного храма к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе (Сысоевичу), который и благословил это богоугодное дело.

Стоит отметить, что жителями слободы были достаточно обеспеченные люди – кожевники – для промысла которых была необходима дубильная краска, получавшаяся в результате толчения древесной коры (отсюда и название слободы – Толчковская), поэтому средства на строительство нового каменного храма они решили собрать самостоятельно, не прося денег ни у епархии, ни у казны. Сбором средств занимались священник Абросим и дьяк Родион, скрупулёзно занося в книгу по учёту пожертвований все денежные и имущественные вклады как прихожан слободы, так и жителей других регионов, поэтому, как тогда говорили, храм был построен «всем миром». Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве, которое началось в августе 1671 г. после выданной митрополитом Ионой (Сысоевичем) благословенной грамоты.

Специально для возведения церкви вблизи города были выстроены два кирпичных завода, на которых изготавливался обычный и лекальный (сделанный по определённым образцам – лекалам) кирпич. Целых шестнадцать лет продолжалось возведение новой церкви, но такой длительный срок был оправдан – храм с главным престолом в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи и боковыми – во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия и трёх святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого – получился не только самым большим в Ярославле, но и самым красивым культовым строением города.

Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694-1695 г.г., артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви.

Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. В 1690-х г.г. храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором.

Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX в., в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 г. – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 г. начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 г. выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 г., кстати, единственный журнал такого рода в провинции.

Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 г. посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 000 руб. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 г. и завершились в 1906 г.

После революции храмы Ярославля постепенно начали закрываться. До Предтеченской церкви очередь дошла в 1933 г. – храм закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а освободившееся здание, как уникальный памятник архитектуры, передали на баланс Ярославского областного музея. К сожалению, уже в 1936 г. в зданиях храмового комплекса были размещены склады городского лакокрасочного завода «Победа рабочих», что очень пагубно сказалось на состоянии уникальных фресок, а в первом ярусе колокольни были устроены кузнечный цех и мастерская. Постоянная вибрация от молотов стала причиной осадки фундамента, в результате чего строение колокольни дало крен на полтора метра, но благодаря своевременному вмешательству музейных сотрудников удалось предотвратить полное разрушение зданий комплекса. Заводские склады и кузницу вывезли, а в конце 1950-х г.г. укрепили фундамент колокольни, что позволило убрать крен и сохранить здание.

В 1959 г. церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, являясь таковым и в наши дни. В настоящее время храмовый комплекс постепенно ремонтируется, а сама церковь уже открыта для посетителей.

Великолепный 44-метровый красавец-храм представляет собой высокий четырёхстолпный двусветный четверик с пятиапсидным алтарём, с трёх сторон опоясанный крытыми галереями и двумя приделами, поднятыми на один уровень с основным объёмом. Уникальность зданию храма придают пятнадцать луковичных глав, венчающих главный четверик и приделы (на самом храме пять глав большего размера, а на приделах – по пять глав меньшего размера) и выложенные лекальным кирпичом и украшенные изразцами фасады. Внутреннее убранство по красоте и пышности не уступает внешнему декору церкви. Все стены, своды, алтарь, паперть и даже дверные проёмы украшены фресковыми композициями на библейские сюжеты. Интересно, что такого масштабного (фрески Предтеченской церкви насчитывают более 500 сюжетных картин) и качественного стенного письма с ярким повествовательным элементом нет больше ни в одном храме Ярославля, и поэтому фресковая живопись Предтеченской церкви по праву считается не только своеобразной энциклопедией евангельских сюжетов, но и апогеем в развитии ярославской школы живописи периода конца XVII – начала XVIII в.в. Святыни храма – старинная икона Иоанна Предтечи древнегреческого письма, икона «Страсти Христовы» и белый атласный антиминс, освящённый митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием в 1704 г.

 

Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659−65 на месте сгоревшей в 1659 деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 было начато и в 1687 окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы «всем миром» — в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля».

Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.

Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700, роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703—1704. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины.

Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной «Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной — «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке «Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы».

Своды традиционно заняты под изображения праздников: на северном «Благовещение» и «Рождество Богородицы», на южном «Рождество Христово» и «Сретение». На западном своде помещена символическая композиция «София созда себе дом». На западных столпах, разбитых на 4 яруса, и на подпружных арках изображены 59 сцен деяний святых апостолов. Боковые части этих арок заполняют гирлянды круглых медальонов, составляющие различные чиновые деисусы. На боковых частях восточных арок (под центральным куполом) написан вязью текст тропарей архангелам Михаилу и Гавриилу.

Стены храма разбиты на 9 ярусов. Верхние семь из них сюжетные шириной 1,2 — 2 м, в восьмом (25 см) помещена храмоздательская летопись, написанная вязью. Девятый ярус (1 м) представляет собой подзор из пышных цветов и трав на черном фоне. В западных люнетах стен размещены праздники: «Покров» (ю.), «Преображение», «Богоматерь всех скорбящих радость», «Успение» (з.), «Крестовоздвижение» и «Воскресение» (с.).

В трех верхних ярусах, включая восточные люнеты, очень обстоятельно (в 90 клеймах) иллюстрирована земная жизнь Иисуса Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый ярус, а на южной стене частично и пятый, посвящен теме Страстей Христовых (44 сцены). В пятом и шестом ярусах в 67 клеймах разработана храмовая тема из «Жития и чудес Иоанна Предтечи». В ней значительное место отведено Усекновению главы Крестителя и сценам ее обретения. В седьмом ярусе западной стены изображены 6 картин «Песни Песней» в аллегорическом толковании — место ветхозаветных персонажей Соломона и Суламифи здесь занимают Христос и его возлюбленная Церковь в образе длинноволосой красавицы в короне и пышном европейском платье.

На северной и южной стенах написаны годовые святцы — редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи. Замковые арки одиннадцати больших окон оформлены эмблемами Саваофа, Христа и архангелов в узорчатых обрамлениях клубящихся облаков. В арках трех входных порталов написаны деисусы в кругах с Эммануилом, Вседержителем и Саваофом. На откосах порталов традиционные ангелы, стерегущие вход.

В трех высоких замкнутых помещениях алтаря общепринятый символико-литургический цикл росписи дополняется литературными сюжетами на тему литургии. В центральной конхе алтаря иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется». В апсиде живопись размещена в трех регистрах. В верхнем из них 10 сцен из литургии Григория Богослова, в среднем — сказания из духовного сборника «Лимонарь» — «Об оклеветанном иерее», «О Ефреме Антиохийском», «Об авве Леонтии и ангеле», в нижнем — фигуры вселенских патриархов. На западной стене композиции «Преломление хлеба апостолом Петром» и «София Премудрость Божия», в арке центрального портала «Евхаристия». В конхе жертвенника «Жертвенный Агнец»; в своде иллюстрации к сказаниям из книги Василия Великого «Животы святых» — «О просфоре», «О еврейском отроке и царе Амфилоге»; в апсиде архидиаконы с кадильницами; на алтарной преграде «Похвала Богородице»; на откосах входного портала «Чудо Архангела Михаила в Хонех» и «Явление серафима пророку Исайе». В арке проема, соединяющего жертвенник с центральным алтарем, сюжет «Три отрока в пещи огненной», в арке, ведущей из алтаря в диаконник, «Богоматерь Знамение», а также преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские. В конхе диаконника написано «Воскресение Христово», в своде сцены из Ветхого и Нового Завета на тему воскрешения мертвых. В верхнем регистре апсиды изображены величественные фигуры русских князей в парчовых княжеских шубах; в нижнем регистре в овальных медальонах выдающиеся деятели русской церкви. На алтарной преграде Богоматерь в образе Царицы Небесной на фоне райских кущей.

Роспись основного храма в целом несет на себе печать величавой торжественности и отмечена превосходным пониманием художниками задач монументально-декоративного искусства.


В приделе Гурия и Варсонофия на стенах, разбитых на 4 яруса, написаны 26 сцен из жития этих святых. В одном из клейм примечательно изображение панорамы Свияжского монастыря. В конхе алтаря написан Деисус с Христом Эммануилом на троне, Богоматерью и Предтечей, в апсиде — архидиаконы. Роспись Трехсвятительского придела посвящена житиям Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (28 сцен). В конхе алтарной части изображены Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, в апсиде вселенские патриархи. Стенопись паперти Толчковской церкви включает в себя более 500 композиций и по богатству тематических циклов не имеет себе равных в древнерусском искусстве. Склоны ее свода, начиная с северного колена, заполнены преимущественно ветхозаветными сюжетами из книг «Бытие», «Исход», «Числа», Книги Судей, книг Царств, книг пророка Даниила, Иова, Ездры. Лучшими по художественной образности и полноте изложения являются циклы «История Моисея», «Падение Иерихона» с романтическими сценами из жизни блудницы Раав, «История Давида и Вирсавии», «История праведной Сусанны» и «История Юдифи».

В центральной части западного свода над входным порталом написана Троица Новозаветная, на противоположном склоне «Богоматерь Всех скорбящих радость», по сторонам «Апостольские беседы», «Коронование Богоматери», сцены из жизни Юлиана и Василиссы и др. В подсводные арки-люнеты наружных стен четверика вписаны сложные многофигурные композиции: на северной паперти «Достойно есть» и «Страшный суд» со сценами из жития Василия Нового, на западной паперти «О тебе радуется» и «Суд синедриона», на южной паперти сюжеты «Видение Иоанна в монастыре св. Венедикта» и «Видение Похвалы Богоматери св. Фоме Кантуарийскому» из западноевропейских нравоучительных сборников «Великое зерцало» и «Небо новое».

Три перспективных портала на паперти фланкируют традиционные фигуры ангелов. Над арками порталов размещены деисусные композиции из медальонов. Между арками-люнетами четверика и в некоторых местах между окнами отдельные святые в рост со сценами из их житий. Вход в северный придел Казанских чудотворцев обрамляют медальоны с изображением «Семи таинств». Над входом в южный придел написана композиция «Предста царица» с ярославскими и муромскими чудотворцами, а также фигуры пустынников. На внешней стороне северной паперти, на оконных откосах и между ними продолжается ветхозаветный цикл историями Троицы, Иосифа Прекрасного, книгами «Эсфирь» и «Товит».

Западную и южную стены занимает обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII в. Здесь иллюстрированы 20 новелл «Великого зерцала» («О грешной матери в образе свиньи», «О добродетельном Карпе», «О попе невоздержанного жития», «О юноше в земле Британской» и др.), рассказы из Киево-Печерского патерика («О попе Тите и дьяконе Евагрии»), из Скитского патерика («О мученице Фомаиде»), повесть Варлаама «О трех друзех», рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII книги «Мессия правдивый» И. Галятовского. Оригинально трактованы некоторые сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII в. — «Темница богоугодная» П. Берынды, «Плоды Страстей Христовых» В. Андреева и лубочные картинки — «Корабль веры» и «Ангел хранитель». В северном крыльце иллюстрировано «Сказание о Богоматери Толгской» (с изображением прибытия на Толгу царя Ивана Грозного и царя Федора Алексеевича с сестрами); в западном крыльце — Апокалипсис в 40 сценах, в южном — «Житие Андрея Юродивого». Почти все сцены сопровождаются обширными пояснительными текстами, иногда написанными виршами. Их часто помещают в узорчатые барочные рамы.

Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, являет ментальный мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля. Она свидетельствует о широте интересов ярославского общества в то время, об его готовности к диалогу с культурой других народов.

В 1904—1905 художником из Мстеры М. И. Дикаревым была произведена реставрация икон и фресок храма, переписаны фронтоны крылец, расписаны травами деревянные двери и ставни окон. С 1960-х производится укрепление и реставрация стенной живописи.

Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже XVII—XVIII вв. Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. В приделе Казанских чудотворцев резные царские врата являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства. Их поверхность покрыта ажурной резьбой, состоящей из пышных фантастических цветов и виноградной лозы. В растительный узор вплетены изображения сказочных птиц и грифонов.

В начале XVIII в. при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875—1876 устраивается каменная ограда. До 1804 при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903—1906 был произведен капитальный ремонт здания главного храма — укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви.

Закрыта церковь Иоанна Предтечи в 1931. В настоящее время находится в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание теплой церкви Вознесения утрачено.

bottom of page