Ризоположенский женский монастырь.
Ризоположенский монастырь был основан в самом начале ХIII века, а в 1227 году в нём подвизалась княжеская дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича - Феодулия, принявшая постриг с именем Евфросиния. Она же основала близ девичьей Ризоположенской обители вдовью Троицкую, справедливо полагая, что девицам и вдовам неполезно сосуществовать вместе. Некоторое время оба монастыря существовали отдельно друг от друга, затем уже в синодальный период были объединены. К сожалению, от ансамбля Троицкой обители не осталось ничего, кроме барочных Святых врат и угловой башни ограды.
Архитектура Суздаля дольше, чем в других больших городах, жила в условиях старозаветного быта и традиций и даже постройки XVIII века не имеют авторских приурочений. Но от конца XVII столетия до нас дошли имена трех, почти всегда работавших вместе зодчих — Ивана Мамина, Андрея Шмакова и Ивана Грязнова. Они известны нам по постройкам Ризположенского монастыря и, возможно, принадлежали к числу его крепостных людей. Этими мастерами и построены в 1688 году монастырские Святые ворота — живой памятник их искусства. Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проемами; они различны по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Торцы простенков обработаны как столбы с карнизами. В стене помещена лестница, идущая в маленькое помещение над сводами. Все убранство фасада состоит из глубоких ширинок с цветными изразцами на дне. В виде ширинки оформлен и киот для иконы над входом. Пояс изразцов в квадратных обрамлениях и карниз с зубчиками венчают фасад. Те же мотивы применены в уборе коротких восьмериков с крошечными оконцами; на правом шатре они имеют наличники, на левом — они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. Связь надвратных шатров с шатрами колоколен города ясно выявлена выложенными из кирпича рельефными «изображениями» оконцев-слухов. Постройка в целом проникнута удивительным изяществом. Поблизости от Святых ворот стоит Ризположенский собо; памятник реставрирован в 1964 г. О.Г.Гусевой). Его точной даты мы не знаем, но, несомненно, он относится к первой половине XVI века (в 1586 году к нему уже пристраивали северный придел).
Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Храм сравнительно невелик. Это один из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Возможно, что трехглавие храма повторяло трехглавие рухнувшего к этому времени кремлевского Рождественского собора. Строгий и сдержанный облик Ризположенского собора казался людям конца XVII века излишне скупым. Поэтому в 1688 году, одновременно с постройкой Святых ворот, их зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков окружили древний храм с юга и запада галереей. Здесь полностью проявилась их страсть к богатой украшенности здания. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти с сочной обработкой пилястр, роскошным порталом и играющими белой, зеленой, желтой и коричневой поливой изразцами . Наиболее выдающимся памятником творчества тех же трех суздальских мастеров и, пожалуй, лучшим памятником Суздаля XVII века, был находившийся в северо-восточной части монастыря Троицкий собор, строившийся, видимо, одновременно со Святыми воротами в конце XVII века. Его чрезвычайно богато убранный южный фасад замыкал площадь монастырского двора с севера.
Храм был поднят на высоком подклетном этаже и опоясан с трех сторон закрытыми галереями. На их стенах, расчлененных парными полуколонками, играли наборными из лекального кирпича наличниками окна — «двойни», — под которыми шла аналогичная пояску Святых ворот цепочка цветных изразцов. В юго-западном углу паперти, несколько выступая вперед, стояла колокольня. Ее высокий четверик, поднимавшийся над кровлей паперти, имел в нижнем ярусе открытое крыльцо с круглыми угловыми столбами, — дуга арки сочеталась с заполняющими ее арочками на висягах, напоминая любимый прием ростовских зодчих XVII века. С обработкой крыльца контрастировала строгая белая гладь верхнего яруса четверика, ограниченного на углах не лопатками, но «тройнями» тонких полуколонок и завершенного узеньким карнизом. Через крыльцо колокольни лестница вела на галерею, куда выходили резные из белого камня и расписанные красками узорчатые перспективные порталы храма. Восьмерик, столь типичный для колоколен Суздаля, в Троицкой колокольне отсутствует, и непосредственно на четверик поставлен ярус звона, убранный снова сочными деталями: парапет проемов обогащала игра светотени в глубоких ширинках с цветными изразцами, столбы звона повторяли мотив тройных полуколонок. Над профилированными дугами арочных проемов поднимался легкий шатер со сверкавшей зеленой черепицей главкой и тремя рядами оконцев-слухов, служивших вместе с открытой полостью шатра резонаторами звона. Обработка фасадов храма была тонко согласована как с убором папертей, так и с деталями колокольни: их углы также оформлены «тройнями» тонких полуколонок; окнам паперти вторили большие окна с дробными наборными колонками наличников, с уплощенными завершениями, как бы слегка прогнувшимися под висящими над ними консолями кокошников широкого карниза.
Храм увенчивало нарядное пятиглавие. Ярусные граненые барабаны с круглыми кокошниками в основании и острыми фронтончиками, завершающими нижние призмы, и также двухъярусные фигурные главы как бы вторят ритму и формам колокольни. О художественном значении венчающей части говорят ее размеры: высота от края кровли до вершины креста равнялась высоте верхнего этажа самого храма. Высокая колокольня монастыря (1813—1819), построенная под руководством суздальского каменщика Кузьмина, испорчена в начале XX века цементной штукатуркой, отягощающей ее устремленные ввысь сквозные ярусы, оформленные повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. При реставрации восстановлена ее первоначальная двухцветная окраска: стены желтые, детали — белые.
Изящный Троицкий собор постройки конца ХVII века не пережил эпохи антирелигиозной истерии. Древнейшим каменным зданием Ризоположенского монастыря, дошедшим до наших дней, являются одноимённый соборный храм (освящён в честь Пресвятой Богородицы во Влахерне). Он построен приблизительно в середине ХVI века, имеет бесстолпную конструкцию и три главы. Трёхглавые храмы в русском зодчестве сравнительно редки, но интересно, что именно в Суздале и именно в составе монастырского ансамбля мы обнаруживаем ещё один образчик трёхглавой церкви - собор Покровского монастыря, известного как место пострижения Соломонии Сабуровой, первой жены Василия II, да и не только её. Поскольку собор Ризоположенского монастыря бесстолпный, то главы его потребовалось существенно облегчить, чтобы не создавать излишней нагрузки на своды. Так появились необычные, узкие и высокие, барабаны, увенчанные шлемовидными завершениями. В ХIХ веке шлемы убрали и заменили луковицами, а в 1929 году барабаны и вовсе снесли, поскольку в соборе расположилась электроподстанция.
В конце 1960-х годов реставраторы вернули храму первоначальный вид. К сожалению, от старинного внутреннего убранства Ризоположенского собора не осталось ровным счётом ничего: всё вывезли большевики. Нужно заметить, однако, что и в ХIХ веке внутренность собора не поражала высокохудожественностью. После пожара 1769 года всё пришлось обустраивать заново, с минимальными затратами. "Время и пожары, - писал исследователь истории монастыря В.Т. Георгиевский в 1900 году, - уничтожили всё древнее, и иконостас, и иконы. Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах ХIХ столетия четырёхъярусный, с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы..."
Главной ценностью Ризоположенского собора являлись мощи прп. Евфросиньи Суздальской. Мощи прп. Евфросинии довольно долго оставались под спудом. Обретение их состоялось лишь в 1698 году, после чего они ещё на протяжении трёхсот с лишним лет пребывали в Ризоположенской обители (не считая краткого периода, когда находились в Лазаревской церкви). В 1919 году по постановлению президиума Суздальского исполкома мощи были вскрыты, а в 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, реквизированы и поступили в антирелигиозную экспозицию Суздальского музея. В 1988 году, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, их передали в единственную церковь, действовавшую тогда в Суздале - Цареконстантиновскую. Спустя несколько лет мощи прославленной суздальской святой оказались, к сожалению, в руках раскольников т.н. "российской православной автономной церкви" (РПАЦ). Только в 2013 году суд принял решение изъять мощи у РПАЦ, и возможно, до конца года они вернутся в Ризоположенский монастырь. В обители есть лишь частица мощей.
Кроме соборного храма, в Ризоположенском монастыре интересны его Святые ворота (1688), выходящие "лицом" как раз к Старой улице, ведущей мимо Лазаревской и Антипьевской церквей к городским торговым рядам. Кирпичные ворота с двумя арками - проходной и проездной - украшены изразцами и каменной резьбой. Над арками возвышаются два увенчанных маленькими главками гранёных шатра с ложными слуховыми окнами. В 1813-1819 годах в монастыре появилась трёхъярусная колокольня, выросшая на месте обгоревшей шатровой колокольни и ставшая самой высокой городской постройкой (высота - 72 метра). Высотная доминанта была сооружена в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Решённая в классицистической стилистике, колокольня Ризоположенского монастыря не слишком удачно вписалась в суздальский архитектурный ландшафт, но зато с неё этот самый ланшафт предстаёт во всей своей красе.
Близ колокольни можно увидеть остов ещё одной монастырской постройки - Сретенской трапезной церкви, возведённой в 1880-е годы в псевдорусском стиле. Этот храм не поражал изяществом и был, как пишет Георгиевский, "беден наружными украшениями". В советские годы в его здании находился клуб, а затем - кинотеатр.
Адрес:
601260 Владимирская область, Суздаль, ул. Ленина
Координаты:56.42376, 40.44617
Проезд: Центр города, ориентир Преподобенская монастырская колокольня - самое высокое здание в городе