Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Середина и вторая половина XVII столетия ознаменовались для Ярославля бурным расцветом храмового строительства. Состоятельные ярославские купцы стремились украсить свои посады новыми каменными церквями, часто стремясь перещеголять друг друга размерами, нарядностью, богатством и обилием убранства возводимых ими храмов. Так, в самом центре Ярославля вырос храм Ильи Пророка (1647–1650 г.г.), в Коровницкой слободе – храм Иоанна Златоуста (1649–1654 г.г.), а в Толчковской слободе – церковь Иоанна Предтечи (1671–1687 г.г.).
Для Коровницкой слободы, жителями которой в середине XVII в. были купцы Иван и Фёдор Неждановские, Златоустовская церковь была приходским храмом на протяжении длительного времени. О первом деревянном храме сведений практически не сохранилось, лишь известно (из надписи на древнем колоколе, отлитом для храма ещё в 1622 г.), что главный его престол был освящён во имя Иоанна Златоуста, а придел – в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
Находится она на Портовой набережной (бывш. Которосльная набережная), 2 за Которослью. Два здания пятиглавых храмов, Святые врата и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII в. Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649-1654 г.г. на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный - во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами.
Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669 г., посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церкви, находятся Святые ворота.
Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е г.г. XVII в. на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название «Ярославская свеча».
Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5х8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей. Особую выразительность силуэту не имеющего подклета храма придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.
Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII в. храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.
По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.
Святые врата увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.
Согласно храмовой летописи, фрагментарно сохранившейся в алтаре, роспись церкви была произведена в 1732-1733 г.г. артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. В 1840 и 1863 г.г. фрески были поновлены в клеевой технике. В конце 1960-х г.г. живопись реставрирована бригадой В.И. Васина.
Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций. В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных «Вседержителя» и «Саваофа» написано «Коронование Богоматери». В простенках между окнами барабана в овальных медальонах праотцы в два ряда, в нижней части барабана пророки. На парусах евангелисты, на восточной лобовой части паруса «Спас на убрусе», на остальных ангелы с мечами и зерцалами, вписанные в овалы. На западной подпружной арке купола написано «Сошествие Святого Духа на апостолов», а на восточной - первый (из 12) член «Символа веры». Остальные 11 иллюстрированы в люнетах стен. Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены «Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке «Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе «Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе «Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде «София созда себе дом».
Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. В нижнем ярусе столпов на сторонах, обращенных к алтарю, помещены тронные изображения Христа и Богоматери.
Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь - сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз (0,9 м), восьмой (1,1 м) - подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И. Галятовского «Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII в. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии (1654), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как «Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир-Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери: «Изгнание семи бесов из Марии Магдалины», «О человеке лихом Якове во Италии», «Об излечении руки Иоанна Дамаскина», «О девице Ефимии», «О видении отроку Валентину Богородицы и младенца с яблоком» и др.
Пятый и шестой ярусы посвящены храмовой теме - житию Иоанна Златоуста. При создании этого цикла перед руководителем артели стояла композиционно очень сложная задача - размещение на сравнительно небольшом участке трех стен восьмидесяти сюжетных клейм. Знаменщик постарался не упустить ни одной подробности богатой событиями жизни святого. Свой подробный рассказ он построил на фоне сильно вытянутых по вертикали, изящных и хрупких архитектурных кулис, где через каждые 40-45 см изображается новый сюжет из жизни патрона храма, появляется новый город, новые люди. Через повествование проходит целая вереница исторических персонажей: крестивший Иоанна Мелетий, патриарх Александрийский; император Аркадий, с которым Иоанн вел полемику об арианской ереси; любительница зрелищ императрица Евдоксия, которую Златоуст хлестко назвал второй Иезавелью, уподобив тем самым известной своими неблагочестивыми поступками ветхозаветной царице; патриарх Епифаний Кипрский, отлучивший будущего святого от церкви и т. д. В нескольких сценах изображен суд над Златоустом в Халкидоне, его ссылка в Кукуз, затем в Солунь, смерть в Команах и перевоз мощей святого в Константинополь. Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин «Песни Песней», на сей раз он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.
Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной - Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной — Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В арках входных порталов помещены композиции: южной — «Недреманое око», западной - «Троица Ветхозаветная», северной - «Положение во гроб».
В конхе центрального алтаря помещен сюжет «О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем - вселенские святители. На западной стене над порталом — композиция «Достойно есть». В боковых частях алтаря изображения расположены следующим образом: в конхе жертвенника «Се агнец», на своде «Похвала Богоматери», на стене житийный цикл неизвестного преподобного из 10 сцен и архидиаконы, на западной ее стороне — «Неопалимая купина», при выходе из жертвенника в главный алтарь «Кирилл и Афанасий Александрийские» и «Видение Ефрема Сирина о раздроблении просфор», диаконник расписан изображениями преподобных.
В северном Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также «Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти - «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной - «БогоматерьТолгская» (над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII в.
Пятиярусный иконостас Златоустовской церкви конца XVII - начала XVIII в.в. принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII-XVIII в.в. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.
Церковь закрыта в 1935 г.
В 1992 г. передана Русской Православной Старообрядческой церкви.
Серебреников С. Церковь Св. Иоанна Златоустого, в Коровницкой слободе, в Ярославле // ЯГВ. Ч.н. 1850. №47; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.
Адрес:
Россия, Ярославская область, г. Ярославль, Портовая наб., д. 2
Координаты: 57.61166, 39.90574